Рациональное зерно

23.06.2009

УвеличитьИнна Богословская уверена, что действия украинского правительства по реализации идеи «зерновой ОПЕК» станут для власти тестом на готовность защищать интересы отечественного бизнеса.

Озвученная на прошедшем в Санкт-Петербурге 6-7 июня Первом всемирном зерновом форуме идея создания зернового пула в составе России, Украины и Казахстана продолжает оставаться революционной, несмотря на то что озвучена она была отнюдь не впервые. Напомню, что идея создания зернового пула в составе Украины, России и Беларуси выдвигалась мною еще в 2006 году. Согласитесь – прошло достаточно времени, чтобы уже что-то было сделано.

Обсуждение со временем становилось все более предметным: в середине 2007 года речь уже шла о создании картеля государств-экспортеров зерна в несколько ином составе. Подразумевалось, что в Причерноморский зерновой союз, именно тогда названный «зерновой ОПЕК», войдут Венгрия, Болгария, Румыния и, возможно, Турция (о Беларуси и Казахстане речи не было).

Почему именно сейчас Украине совершенно необходимо предпринимать активные, а главное – конкретные шаги по созданию зернового пула?

Во-первых, международные организации все активнее действуют в данном направлении. В частности, на прошедшем зерновом форуме директор департамента товарных рынков и торговли Продовольственной организации ООН (ФАО) Александр Сэррис заявил о необходимости создания «всемирной клиринговой палаты» для гарантирования поставок зерна и цен на него для бедных стран. То есть – для решения проблемы голода.

Во-вторых, за прошедшие годы в структуре мирового зернового экспорта многое изменилось. С 2000 по 2008 год доля США в мировой торговле зерном сократилась с 28 до 20%, Канады – с 17 до 14%, Австралии – с 16 до 13%. Тогда как суммарная доля Украины, России и Казахстана возросла с 6 до 24%.

Скептики могут привести не меньше аргументов против вхождения Украины в «зерновую ОПЕК». Например, есть общая для Украины и России проблема – основной объем экспорта (в отличие от нефтяной ОПЕК) обеспечивают частные компании, в том числе транснациональные. Решение – очевидно: чиновники, ответственные за такой амбициозный проект, должны вести диалог с крупными украинскими зерновыми компаниями, чтобы те видели в нем свою выгоду, использовали его как инструмент экспансии на внешние рынки.

Еще одно препятствие – «зерновой ОПЕК» может вызвать недовольство и сопротивление многих стран, например, тех же США. Более того, как сказал руководитель группы экспертов ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир Лапа, «крупные российские экспортеры уже работают на украинском рынке… и также стали чуть-чуть транснациональными». Но это же одновременно и аргумент к объединению усилий нескольких стран-экспортеров.

Известно также о том, что в трех странах-соучредителях (РФ, Украина, Казахстан) действуют разные схемы регулирования зерновых рынков. Но эта методическая проблема решаема. Возможно, для нас более эффективным будет механизм индикативных цен, налоговой стимуляции. Некоторые оппоненты опасаются, что Россия станет отстаивать в первую очередь свои интересы в рамках будущего пула. Опасения небезосновательны: именно Россия максимально увеличила свою долю в мировом экспорте за последние четыре года – с 1 до 14%. И произошло это, по словам министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник, благодаря «более агрессивной», чем ранее, экспортной политике. Кроме того, известны неудачи совместного российско-казахстанского проекта двухлетней давности, когда Москва отказала Астане в льготном доступе к транспортным артериям.

И все же идти в указанном направлении можно и нужно. Украина имеет сейчас сильную позицию: играя первую скрипку при учреждении будущего союза, она могла бы задать правила игры, а не покорно следовать тем, которые будут предложены более оборотистыми партнерами. Правительство просто обязано действовать активно и решительно, чтобы реализовать хорошую идею и выжать из нее максимум возможного.

«Зерновой ОПЕК» должен стать для Украины одним из инструментов реализации стратегии «экономического национального эгоизма». Этот введенный мною термин означает никак не закрытие внутреннего рынка, а его развитие и экспансию на внешние рынки.

Позиция правительства в создании «зернового ОПЕК» – это тест на наличие у власти национального эгоизма, не более и не менее как тест на готовность и политическую волю отстаивать национальные интересы, в том числе – интересы отечественного бизнеса. К сожалению, пока позиция правительства в данном проекте выглядит удивительно вялой – по приезде с Первого всемирного зернового форума министр аграрной политики Украины Юрий Мельник заявил, что не исключает, что пройдет еще немало времени, прежде чем она (межгосударственная зерновая структура. – Ред.) будет окончательно оформлена, и к тому же этот вопрос ждет обсуждения еще и на уровне министерств трех стран.

ИНВЕСТгазета

Понедельник, 22 июня 2009 года