Инна Богословская: «Президент сыграл сильную игру, только не на себя, а на Тимошенко»

С момента досрочных парламентских выборов Партия регионов демонстративно воздерживалась от критики Виктора Ющенко и всячески «подогревала» противоречия между Президентом и лидером БЮТ. Усилиями всех своих спикеров «регионалы» пытались обосновать нестабильность любой иной коалиции, кроме «широкой».

Тем не менее приближающийся старт работы новой Верховной Рады после всех проволочек и споров заставляет идеологов партии дать ответ на грядущие вызовы со стороны новой «помаранчевой» власти. О выстраивании отношений с Президентом, о том, на какие жертвы готова партия ради стабильности в стране, а также о неожиданных «сюрпризах» от избирателей газете «СЕЙЧАС» рассказала № 4 в списке Партии регионов, заместитель Министра юстиции Инна Богословская.

– Инна Германовна, почему бы Партии регионов не отойти в сторону и не дать 228 «помаранчевым» политикам реализовать свою коалицию. Если получится и от этого будет польза для страны – хорошо, нет – Партия регионов сформирует свою коалицию…

– Мы же сейчас не за себя боремся. Если бы у нас не было 2005 года, который стал реальным крахом для украинской экономики, и если бы Тимошенко побыла у власти не 8 месяцев, а 12, то неизвестно, собрали бы мы остатки от экономики и промышленного производства, которые достались бы нам после этого ужасно безграмотного, абсолютно волюнтаристского управления.

Сейчас мы понимаем, что из-за 2005 года мы сбавили темпы роста экономики. И если мы на живых людях будем проделывать такой эксперимент, то еще больше потеряем. Нужно понимать, что в сегодняшнем темпе экономического соревнования год утраченных возможностей равен пяти годам потери конкурентоспособности.

Если мы еще год поэкспериментируем, то уверена, что результатом будет очередное фиаско, потому что навыков нет, профессиональной команды нет. Есть популизм и стремление получить абсолютную власть любой ценой. А платой за этот оголтелый популизм будут очередные безграмотные шаги в экономике. Поскольку с национальной экономикой не справятся, то опять будет некачественный импорт – «серый», «черный», который до конца угробит нашего национального производителя. Это означает массовую потерю рабочих мест для тех людей, которые производят национальный продукт. Это все записано в хрестоматиях по экономике.

И сейчас мы говорим о том, что нельзя допускать Тимошенко к власти, не потому что мы держимся за портфели, а потому что мы точно знаем: Тимошенко равна разрушению.

– Вы вспомнили 2005 год, когда у Рината Ахметова и Виктора Пинчука отобрали «Криворожсталь». Может, Вы опасаетесь прихода «помаранчевой» команды в связи с возможным переделом собственности? Криворожсталь-2 возможна?

– Это отдельный разговор. Опять безумные заявления о реприватизации, о том, что мы будем продавать украинские предприятия по принципу: кто даст больше денег, тому и продадим. А это означает, что ни одно украинское предприятие не будет конкурентоспособно. Покупать будут только иностранцы. И все те предприятия, которые были созданы десятками поколений до нас, будут отданы иностранцам. Мы теряем конкурентоспособность собственного национального производителя.

Давайте зададим Тимошенко вопрос о том, готова ли она предложить Украине перестать быть страной-производителем, а стать просто торговой площадкой? Пусть честно ответит. И тогда спросим людей без всяких популистских лозунгов, обещаний гармонии, социальной справедливости, прорыва: «Вы хотите продать все, что у нас есть, и сделать Украину страной папуасов, где будут торговать бусами?»

– Многие эксперты предрекают, что какая бы коалиция не сформировалась – «широкая», «демократическая», «эффективная», она будет нестабильной. Как только будет назначен Премьер-министр, на следующий же день начнется де-факто президентская кампания. Что в этой ситуации будет делать Партия регионов?

– Стабильной будет только та коалиция, которая создана на основании договоренности о двух шагах – назначении Премьера и президентских выборах.

– Готова ли в таком случае Партия регионов пожертвовать премьерскими и, возможно, президентскими амбициями Виктора Януковича ради стабильности в стране?

– Пять лет стабильного развития Украины основаны на трех китах, которыми для Партии регионов являются следующие положения. Первое: страна-производитель, а не страна – торговая площадка. Второе: децентрализация и передача денег и полномочий на уровень местного самоуправления. И третье: нейтральный, внеблоковый статус Украины хотя бы на протяжении 10 ближайших лет. Если названные вопросы будут решаться, то за это можно заплатить любую цену, чтобы Украина шла по такому пути развития. Потому что мы убеждены: именно эта триада гарантирует очень высокие темпы и промышленного, и экономического подъема, а самое главное – очень высокие темпы повышения качества жизни.

– Если провести параллель с грузинскими событиями: Президент Саакашвили демонстрирует все более авторитарный стиль правления. В Украине, в том числе и в риторике Партии регионов, обсуждается вариант бескоалиционного существования парламента, который неизбежно приведет к усилению украинского Президента. Выходит, что грузинские события нас ни чему не учат?

– Если говорить об аналогии с грузинскими событиями, то Саакашвили – это не Ющенко. Саакашвили – это Тимошенко.

– Дайте, пожалуйста, свою юридическую оценку такой коллизии: с одной стороны, парламент, избранный на внеочередных выборах, год нельзя распускать; с другой – если не будет сформирована коалиция в 30-дневный срок, то такое право у Президента есть.

– Как юрист, я могу прописать юридическую конструкцию, при которой можно будет распустить парламент.

– И право выбора в настоящее время находится у Президента?

– Да, но Президент сыграл сейчас сильную игру, только пока он ее играет не на себя, а на Тимошенко. Вот в чем проблема.

– С 2004 года Украина пережила три избирательных кампании. В Кабмине не могли не понимать, что это скажется на экономике и росте цен. Почему же правительство Виктора Януковича так «подставилось» под ценовой удар?

– Да, это правда. Я честно скажу, мы никак не могли предположить, что будет организовано умышленное повышение цен. Хотя оно легло на объективные основания для повышения цен, но мы даже в мыслях не могли допустить, что цена на подсолнечное масло взлетит за две недели на 60%. Никаких экономических оснований для такого роста нет. Конечно, сговор. Поэтому Антимонопольный комитет этим и занимается. Мы не ожидали, что кто-то пойдет на такие меры.

Наша история помнит, когда политический истеблишмент договорился сбросить Хрущева и назначить Брежнева. Но они не могли, потому что Хрущев имел огромную популярность среди людей. В результате была создана конструкция, при которой сначала очень повысились цены на продовольственные продукты, а потом они вообще исчезли с полок магазинов. Народ вышел, тут же партия нашла виноватого в виде Хрущева, и была реализована смена власти. Судя по всему, БЮТ очень внимательно изучает все инструменты тоталитарных режимов – Гитлера, Муссолини, Тито. Мы не были готовы.

Точно так же мы совсем не были готовы допустить, что среди украинских избирателей столько тысяч людей поверят в то, что с 1 января следующего года можно сделать профессиональную армию или что в течение двух лет можно выполнить обязательства по возврату сбережений Сбербанка СССР на сумму в 130 млрд. гривен. И для нас это был шок. Если проанализировать, то мы даже активно не работали против этих двух тезисов, настолько они были очевидно лживы, абсурдны и невозможны к исполнению. Мы не могли предположить, что люди в это поверят.

– Кстати, о национальной безопасности. Вы призываете Украину стать частью европейской системы безопасности, оставаясь при этом нейтральным государством. Не кажется ли Вам, что пока мы не дадим ответа, с кем мы – с Россией, Европой или США, никто не пустит нас в свою систему безопасности?

– Одно другому не противоречит. Европейская система безопасности как раз и создается, как альтернатива НАТО.

– Но для этого надо стать членом ЕС?

– Нет. В европейской системе безопасности стопроцентно будет принимать участие Россия, не являясь членом ЕС, но являясь одним из главных ее доноров. Что такое европейская система безопасности? Она предполагает создание пояса безопасности, начиная от западных границ Европы и как минимум до Урала. Естественно, в этом объеме территории будет задействована как Россия, так и, может быть, Украина.

Как мы сейчас в рамках миротворческих программ направляем свои контингенты в Ирак, Косово, точно так же участники системы европейской безопасности будут делегировать свои специально обученные военные силы для ликвидации локальных конфликтов и угроз. И каждая страна будет включена в систему безопасности с какой-то своей миссией. Но это не военно-политический блок.

В этом смысле нейтральный статус Украины абсолютно совместим с участием в европейских силах безопасности. Такая формула для нас была бы идеальным вариантом. Любое нейтральное государство, как правило, богатое, потому что оно всегда стабильное и имеет более низкие риски для капиталов, чем блоковые государства. Это так называемые экономические бухты. Для нас это очень важно. Если мы будем нейтральными, то у нас есть шанс стать богатой страной.

К примеру, у нас Турция рядом, член НАТО. Поскольку она не соглашается стать площадкой для войны с арабским миром, то ею станет Украина, если мы будем в НАТО. А значит, все ответные меры, в том числе терроризм, коснется и нашей территории. А у нас атомные электростанции, стоящие в непосредственной близости от газовых, химических и нефтяных нефтепроводов. Для нас вступление в НАТО равносильно политическому самоубийству, учитывая достаточно агрессивную политику в отношении арабского мира. Поэтому Папа Римский сказал, что Украина должна стать воротами и мостом между западной и восточной цивилизацией.

 

Алла ПРИСЯЖНЮК,

Газета “Сейчас”, № 216(611) Понедельник, 19 ноября 2007