Инна Богословская: “Стране нужен План!”

25.05.2005

План Развития Страны, который сейчас активно обсуждается на региональных вече вызывает массу вопросов. Прежде всего, хочется понимать может ли в принципе народ по собственной инициативе писать глобальные стратегические документы, причем даже не согласовывая их с действующей властью. Чем План Развития Страны отличается от любого другого декларативного документа и можно ли вообще говорить о его практической состоятельности? С этими вопросами «КП» обратилась к инициатору общественного движения «Вече Украины», создавшего ПРС, Инне Богословской.

– Разумеется, самостоятельно народ или, правильнее – граждане, сами никаких стратегических документов написать не могут. В этом случае получается что-нибудь вроде письма запорожских казаков турецкому султану. Потому что именно ненормативная лексика лучше всего объединяет людей, когда они хотят что-нибудь сказать об общественной жизни. Во всяком случае, в нашем государстве исторически было именно так.

Так кто же тогда написал План Развития Страны, который сегодня представляет обществу «Вече»?

– «Вече» План Развития Страны пока только обсуждает, хотя уже в начале июня мы действительно планируем представить его на всеукраинском вече в Киеве. Теперь о том, кто его написал. ПРС создан по инициативе общественного движения «Вече Украины». Для создания подобных документов всегда необходима очень большая поэтапная работа. Я считаю, что таких этапов три. Первый – это проведение самых широких дискуссий по любым, актуальным для общества темам.  Второй этап – формирование канвы будущего документа. По итогам первых обсуждений выделяются основные направления, части плана, по которым ведется дальнейшая работа. Она заключается в качественном экспертном анализе, формировании стратегических концепций и их научном обосновании. Этим занимаются профильные эксперты, ведущие специалисты в своих отраслях. Те, кто способен не просто вести текущую работу, а мыслить стратегически. Для этого у них есть необходимый опыт и знания. Когда эта работа заканчивается, начинается третий – финишный этап. Собственно, именно его сейчас и проходит План Развития Страны. Речь идет об обсуждении документа в общественных и экспертных кругах. В процессе текст корректируется, дорабатывается и шлифуется. Он-то и представляется, как окончательный вариант стратегического документа.

– А почему  так сложно, зачем нужно озадачиваться долгими дискуссиями, если работу в конечном итоге, все-таки делают эксперты?

– Не работает. Нечто подобное мы уже проходили. Я имею ввиду октябрьскую революцию, после которой большевики буквально на крови насаждали народу свою идеологию. Мы заплатили за этот эксперимент миллионами человеческих жертв. Условно говоря, в истории было два пути: революция и эволюция. То есть планомерное развитие. Это совсем не обязательно должно происходить долго – здесь Дарвин уже не причем. Главное – человек, общество должны быть готовы  принять то, что ему хотят предложить авторы, в данном случае Плана Развития Страны. Суть документа он должен пропустить через себя, осмыслить и тогда уже принять. По-другому эффекта от идеи и стратегии не будет. Или за нее придется платить кровью революции.

–  Хорошо, создали, приняли, а дальше – как можно реализовать стратегический план, да еще на 20 лет, как предполагает План Развития Страны, без помощи государства и власти?

– А кто от нее отказывается? Просто нужно понимать, что создать документ – не значит закончить работу. Имея стратегический план действий, мы уже можем благополучно составлять промежуточные тактические планы. Они рассчитываются уже на более короткий срок: 3-4 года. Для их реализации требуются соответствующие инструменты реализации. Здесь к работе подключается исполнительная власть, общины, местные советы  и общественные организации. При этом мы должны не на минуту не забывать о просвещении людей, чтобы они осознавали идею: зачем все это нужно и что, вообще происходит.

Другими словами вести пропаганду?

– Ни в коем случае. Пропаганда увлекается поверхностью и не доходит до сути, но зато из-за нашей дурной наследственности очень эффективна для манипуляций общественным мнением. Кстати, среди практических предложений, которые готовит «Вече», есть идея о том, чтобы законодательно определить пропаганду и запретить ее использование, оставив только на период избирательных кампаний.

– Можете рассказать что еще «Вече Украины» считает необходимым провести на, так сказать, четвертом этапе?

– Пожалуйста. Я повторю, что после окончания работы над Планом Развития Страны ни в коем случае нельзя прекращать практику проведения общественных дискуссий. В частности тема, которую мы хотим предложить будет касаться выборов 2006 года. Они должны стать принципиально новыми для Украины. Я надеюсь, что они станут первыми парламентскими выборами, на которых люди будут избирать не «героя и царя», а «идею и проект». Это важно: нельзя зацикливаться на личностях, так теряются перспективы развития государства.

Ну и конечно, мы будем продолжать проводить круглые столы и конференции, хочется, чтобы пресса писала не о событиях, вроде «прошло то-то…», а сути проблем, которые рассматриваются. Посудите сами. Мы привыкли к тому, что все повторяют какие-то вопросы по глобальным темам, не вникая: что за этим стоит. Например, ЕЭП. Все говорят: идем мы туда или не идем? А кто знает: что такое ЕЭП, какие изменения  оно предусматривает во взаимоотношениях стран-участников? Единицы. И таких тем – десятки. «Вече» готово делиться со всеми, накопленными в процессе изучения этих вопросов материалами – пожалуйста. Можете даже нас не упоминать – главное, чтобы люди понимали: что происходит, где они живут, что их окружает, к чему стремится наше государство и какое будущее ждет наших внуков.

 

Ольга Кононенко

“Комсомольская правда”, 25 мая 2005 года