Вчера на сайте Инны Богословской появился текст открытого письма к Президенту Украины, в котором она обращается к Виктору Ющенко “как профессионал-юрист, политик и общественный деятель, который призывал избирателей выходить на площади и голосовать за Ющенко”.
Само по себе письмо не привлекло бы внимания нашей редакции, если бы в нем не шла речь о крайне важных вещах. В частности, об изменениях в Госбюджете. Как известно, именно этот документ стал объектом серьезной критики экономистов. Всякая критики хороша, пока она конструктивна. Письмо Богословской взвешенно и обоснованно. Оно тем интереснее, что его автор в свое время работала заместителем председателя Бюджетного комитета Верховной Рады и принимала участие в работе над Бюджетным, Уголовным, Гражданским, Хозяйственным и Налоговым кодексами.
Кроме того, Богословская возглавляла Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. И подала в отставку как раз из-за несогласия с политикой, которую проводил экономический блок правительства.
Судя по всему, и на этот раз она молчать не собиралась. А поводом для беспокойств Богословской стали действия Кабмина, который, как написано в письме, “испытания не выдержал”. Под испытанием подразумевается бюджет-2005.
“Он продемонстрировал огромную пропасть между тем, что декларируется и делается.
Бюджет и изменения почти в 90 законов были разработаны втайне, “под ковром”, без проведения соответствующих экспертиз и обсуждений в Кабинете Министров и Верховной Раде”, – подчеркивается в письме. Богословская считает, что “Законом Украины “Про внесення змін до Закону України “Про Державний бюджет України на 2005 рік” та деяких інших законодавчих актів” сделаны следующие просчеты:
1) внесены тысячи изменений в налоговое законодательство, что грубо нарушает Закон Украины “О системе налогообложения”, согласно которому изменения в налоговое законодательство могут быть внесены не позднее шести месяцев до начала бюджетного года и вступают в силу только с начала следующего бюджетного года;
2) введен новый закон об НДС и еще более осложнено его возмещение;
3) ликвидирована основная часть упрощенной системы налогообложения предпринимательской деятельности;
4) существенно увеличено налоговое давление на производство путем расширения базы налогообложения без уменьшения ставок, более того – увеличены налоги и сборы;
5) под прикрытием лозунгов о социальной защите ликвидированы многочисленные социальные льготы гражданам, в том числе пенсионерам, молодежи, военнослужащим;
6) практически ликвидирована возможность проводить модернизацию, ремонт и восстановление основных средств, а также инновационную деятельность;
7) подорвана конкурентоспособность национальных производителей, особенно в наукоемких отраслях;
8) многократно увеличены штрафы, пени, стоимость лицензий и патентов, то есть расходы на ведение бизнеса;
9) возвращен печально известный метод административного ареста имущества налогоплательщика без решения суда;
10) значительно расширены полномочия налоговой администрации и усложнено администрирование налогов”.
Без сомнения, споры о новом бюджете – это удел специалистов. Наверняка далеко не каждый житель страны и даже народный депутат досконально сможет проанализировать этот многостраничный документ. Но именно поэтому, на наш взгляд, важна точка зрения человека, который не только изучил его детально, но и выработал четкую позицию по этому вопросу.