Досрочное выборы возможны, но точно не в мае, и даже не осенью. Может через год.
Многие политики считают, что в случае досрочных выборов их дата будет перенесена на более поздний срок. Возможно ли, по вашему мнению, в законодательном поле решить вопрос переноса досрочных выборов с 27 мая на более поздний срок?
Выборов 27 мая точно не будет. Назначить такую дату было авантюрой с юридической точки зрения, поскольку Закон Украины «О центральной избирательной комиссии» и Закон Украины «О выборах народных депутатов» не позволяет провести в такие сжатые сроки досрочные выборы. Сегодня ситуация патовая. Выход только один – политический консенсус. Но даже, если все политические игроки согласятся на проведение досрочных выборов, без изменений в действующее законодательство, провести их невозможно.
Но может ли распущенный парламент вносить изменения в законодательство?
Верховная рада распущена, но это не значит, что она прекратила свое существование. Существует принцип непрерывности мандата народного депутата. В Конституции Украины четко прописано, что полномочия депутата прекращаются в первый день принятия присяги депутатами нового созыва. Таким образом, гарантируется суверенитет и стабильность страны. Поэтому те авантюристы, которые не пускают депутатов в государственные учреждения, под предлогом, что парламент распущен, безграмотные. Сейчас у президента остается законный инструмент вето, чтобы не пропустить нежелаемые законопроекты. Учитывая сроки на вето, на повторное рассмотрение, это позволяет президенту блокировать работу Верховной Рады до принятия присяги новой. Но это возможно в случае законного роспуска парламента. В данной ситуации президент очень рискует, потому что изменения в Конституцию позволяют спикеру подписывать законы по истичении15 дней.
То есть в законах были изначально заложены такие сроки досрочных выборов, которые не позволяют провести эти выборы?
Мы учимся, это первый законодательный акт, предусматривающий досрочные выборы. Поэтому не прописано все как следует. Почти нет стран в мире, где президент имеет право вот так распускать парламент, как это предусмотрено в Украине. Процедура роспуска парламента в парламентско-президентских республиках выглядит таким образом, что сам парламент принимает решение о своем роспуске и требует от президента назначения досрочных выборов. Делается это по инициативе либо правящие партии, которая чувствует, что она на подъеме и ей нужно получить дополнительный вотум доверия, либо в случаи конфронтации политических сил в парламенте. Механизм роспуска парламента у нас переходной.
Сейчас задержка при подготовке к выборам в том, что нет финансирования и нет кворума в ЦИК для принятия решений. Но если предположить, что все это есть, какие недостатки в законодательстве не позволят выдержать сроки в 60 дней?
В первую, это не прописан механизм составления списков избирателей для досрочных выборов. Составить списки – колоссальная работа. По закону к очередным выборам списки составляют за год до октября года, предшествующего выборам. Если выборы у нас в марте, то в октябре уже должны быть составлены списки. За промежуток времени от октября к марту можно вносить только изменения. То есть, если сегодня выборы проходят в конце мая 2007, то для них будут использоваться списки избирателей, подготовлены в октябре 2005 года. Можете себе представить, как будет искривлена картина избирателей? Учитывая, что результаты выборов может оспорить не только партия, а любой человек, то результаты будут, безусловно, оспорены. Тогда в стране начнется правовой и политический коллапс. Давно уже говориться, что пора составить электронный реестр избирателей. На это даже были выделены деньги, но ничего так и не сделано. Также в законодательстве не прописано, как создаются во время досрочных выборов избирательные фонды партий и блоков, как ведется агитация и пропаганда, как за счет бюджета видеться агитация. Также партии должны за два дня подать списки членов избиркомов, чего они естественно не успеют сделать.
Если политики договорятся о переносе даты выборов, не выйдет ли так, что потом, они начнут другую песню о нелегетимности таких выборов? Ведь осенние выборы никаким законом не предусмотрены.
Перенести выборы на осень просто так нельзя. Президент должен сначала отменить свой незаконный указ, стороны должны достичь соглашения о том, что они осмысленно идут на эти выборы, а потом принять дополнительные изменения в законодательстве для досрочных выборов. Все эти разговоры об искаженном выборе народа – ерунда. У нас люди голосуют за лица в списке партии, а не за фракции в парламенте. Путем введения проходного барьера отсеяли 40 партий с 45 участвующих в выборах. У меня вопрос, если переходы депутатов с одной фракции в другую искривляют выбор народа, то как же быть с тем выбором десятков миллионов людей, которые проголосовали за партии, не представленные в парламенте? Проходной барьер в парламент – это пережиток стран, где были тоталитарные режимы.
Какое место отводится решению КС в этих политических договоренностях, если они все же будут?
Это самое страшное, что может случиться, если навяжут мысль, что КС в стране ни при чем. У нас ни при чем все законы, ни при чем Конституция, не дай Бог, еще и КС окажется ни при чем. Демократия – это не анархия, это свобода, уложенная в нормы и правила. Крайне важно, не зависимо от политических договоренностей, чтобы КС был единственным органом, который выносит окончательный вердикт. Поэтому крайне важно, чтобы сейчас суд вынес решение. Если суд признает указ президента о роспуске парламента законным, то для меня это будет второй шок после решения Верховного суда о третьем туре президентских выборов. Но если раньше это была реальная революция, потому что общество встало на дыбы, то сегодня это – дворцовый переворот. Но все же решения суда необходимо.
То есть политикам надо подождать решения КС, а потом договариваться?
Нет, политики должны договариваться в режиме on-line каждый день. Это основа профессии.
Но если они договорятся о проведении досрочных выборов, а суд примет решение, что указ о роспуске – антиконституционный, то, что тогда?
Договоренности о досрочных выборах будет мало, потому что под нее нужно очень много сделать, чтобы потом ее никто не опроверг. Если суд примет решение, что указ не соответствует Конституции, то при наличии политических договоренностей, это уже не будет ударом для президента.
Вы рассказали о том, как можно, соблюдая закон, выйти с конфликтной ситуации. А чего ожидаете на практике?
Досрочные выборы возможны, но точно не в мае, и даже не осенью. Может, через год. Сейчас ни политическая сила президента, ни премьер-министра не заинтересованы в перевыборах. От этого выиграет только БЮТ.
Людмила Полях,
ГАЗЕТА 24, № 18, 18 апреля 2007