Даже телефонные звонки на мобильный Инны Богословской сопровождаются музыкой партийного гимна «Вече»… Немного странно слышать это спустя полгода после проигранных выборов. В СМИ интервью лидера этой партии давно не было — она ведь считает общение с прессой лишь десятой частью партийной работы. Резкие, а подчас даже и грубоватые оценки политиков и политической ситуации идут Инне Богословской в равной степени и на пользу, и во вред. Но эксклюзивное интервью лидера «Вече» газете «Известия в Украине» мы решили не слишком смягчать — Инна Богословская такая, какая она есть, а категоричность, очевидно, черта всех современных украинских политиков.
вопрос: Существует ли проект «Вече»? Как живет партия на нынешнем политическом этапе?
ответ: Конечно же, существует и работает! Более того, я сама удивлена: сегодня в партию записываются гораздо больше людей, чем это было до выборов. Тут мы нарушаем украинскую традицию: проиграла партия на выборах — сразу от нее отворачиваются… Три года мы потратили на то, чтобы создать программу развития страны. Есть программа, есть политическое имя, есть, простите за нескромность, имя общеукраинского лидера с нехудшим имиджем…
в: Но еще впереди более четырех лет… И нужно с этим всем продержаться…
о: Спокойно! Продержимся! Я уверена: ни один новый политический проект до выборов уже не пройдет, в игре останутся все те же игроки, которые участвовали в предыдущих выборах. А вернее так: только те, кто имеет представительство в местных органах власти. А у нас их аж 82! Меня очень тревожило, уйдут ли инвесторы. У нас не было одного отдельного — их было много, платили кто сколько мог. Практически никто не ушел, один человек находится в глубоких раздумьях, попросил люфт в два месяца, чтобы принять решение…
в: Сейчас «Вече» оценивает происходящее на политической арене? Что-то давненько вас не слышно, не видно в СМИ…
о: Политика — это ведь не только интервью раздавать…Это только ее часть. Безусловно, мы оцениваем происходящее. Пришел Президент Виктор Ющенко, историческая миссия которого — демократизация Украины. Первый президент Леонид Кравчук — президент независимости, второй президент Леонид Кучма — президент экономической стабильности и роста, третий президент Виктор Ющенко — президент демократизации страны. Понимает он это или не понимает, но он призван поломать старый советский строй в Украине. Что он, кстати, успешно делает своим бездействием. Это тот случай, когда иногда бездействие ценнее, чем активное действие. Такое, например, как у Юлии Тимошенко. Это было безумное поведение премьера Юлии Тимошенко — ей казалось, что она что-то ломает, а она только упрочивала те авторитарные модели, которые остались от «совка». Виктор Ющенко — внутренне демократичен, он самодержец не в смысле психологии самодержавия, а в смысле психологии царя, он не любит жесткие, авторитарные модели. И полтора года я оцениваю не как коллапс в стране, а как процесс доламывания советской машины. И не надо этого бояться, хотя это не будет просто!
в: И вы считаете, что только Президент занимается этим?
о: Прелесть ситуации в том, что в команде премьера Виктора Януковича нет однородности. Там есть люди советского образца, и именно они приносят сегодня «Регионам» много проблем. Олицетворением этой группы является вице-премьер и министр финансов Николай Азаров — прекрасный управленец советско-белорусского образца. Пока в Кабмине Виктора Януковича верховодит Азаров, будет латание дыр, но — никакой реальной стратегии развития и рыночного прорыва. Эта группа хочет построить ручную, управляемую модель советского типа — даже если они это советским не называют. Есть в команде премьера представители совершенно другой — рыночной и агрессивной — философии. Это представители молодого бизнеса. Они жесткие, потому что все новое должно иметь и показывать зубы. Они настроены на экономическую экспансию. Но экономика сегодня глобальна. И именно они, как это ни покажется странным, привносят в Украину общемировые тенденции — и это совпадает с интересами государства.
Обе группы объединяет лишь одно — внутренняя дисциплина, жесткость принимаемых решений и их выполнения. Но, слава Богу, вся эта команда Януковича прекрасно понимает, что нужно договариваться. Мне как-то один донецкий предприниматель сказал: «Дескать, мы, Инна, прошли через такие войны, такую кровь, что сейчас стали лучшими переговорщиками в мире; лучше лишние два дня посидим за столом переговоров, чем пойдем на войну…»
в: Но этим двум группам противостоит довольно сплоченная и непримиримая оппозиция…
о: То, что вы называете оппозицией, — позавчерашний день. Тимошенко — это необольшевизм и неоинквизиция, если хотите — это национал-социализм в каком-то новом проявлении… Именно в силу этого оппозиция нежизнеспособна, но неприятностей доставит много. Юлия Тимошенко выстраивает систему власти под себя — и ей абсолютно все равно, какими методами, какими договоренностями она этой власти достигнет. А вот Тимошенко войны еще не знала, вот она и играется в песочнице пушками с пацанами… На Западе ее имидж пикирует, потому что зарубежные аналитики говорят: «Юлия Тимошенко одномерна». А в политике ХХI века таким быть нельзя.
в: То есть, по-вашему, команда премьера Виктора Януковича опережает оппозицию?
о: Во всяком случае, я считаю, что Янукович демонстрирует лучшую тенденцию положительных изменений. Он явно настроен на компромисс, он постоянно дает пассы в сторону президентской команды о сотрудничестве. В то же время и в его команде есть «ястребы», которым кажется, мол, «все порешаем!» Но так уже не получится — страна совсем другая, баланс власти совершенно другой! Но этот «донецкий синдром» у части команды Януковича успеха не принесет. Для «Регионов» Президент Виктор Ющенко крайне важен, возможно, важнее, чем для других политических команд. Он для «Регионов» — гарантия политической легитимности, шанс перекинуть мостик и на Запад, и получить поддержку в ранее отторгнутых от них регионов Украины. Они призваны вместе убрать «совок» из Украины. И конфронтация с президентской ветвью власти была бы худшим вариантом для команды Януковича. Заметьте и другую важную деталь: как только Виктор Янукович стал премьером, рейтинг доверия к Президенту Виктору Ющенко заметно вырос, где-то на 20 пунктов. Проявились главные черты. Юлия Тимошенко ушла в тень. Люди поняли, что «Регионы» умеют делать, а Президент Виктор Ющенко не утратил понятия о демократизме.
в: Вы не считаете, что президентская команда в какой-то мере утратила инициативу?
о: Я думаю, что еще как минимум на две-три каденции роль президентской части исполнительной ветви власти чрезвычайно важна. В силу отсутствия в Украине судебной ветви власти как таковой (я уверена, что любой читатель согласится, что в судах все решения просто-напросто покупаются), президентская вертикаль исполняет роль контролирующей демократию. И пока не будет политической воли осуществить судебно-правовую реформу (а я убеждена, что это необходимо делать в первую очередь, за год-два это можно сделать!), крайне опасно вообще ставить вопрос о ликвидации президентства как институции. Может ли Виктор Ющенко как персоналия осуществлять эти функции? Отвечу: до сегодняшнего дня — нет! Проблема тут в команде. Виктор Ющенко как лидер общенационального масштаба никогда не имел собственной команды. Чужие команды, созданные без него, не для него, не в его идеологии использовали Ющенко как флагманское судно для побед в разного рода сражениях. Разве можно назвать «Нашу Украину» до конца его командой? Конечно же, нет — они жили и работали где-то вблизи его идеологии, но никогда не были его командой! Да, внутри нее есть несколько человек, которых, с определенной долей можно называть людьми Ющенко, его командой. Но функции контроля с такой командой он осуществлять не сможет. И если говорить правду, только создав свою самую первую в жизни команду Президент Ющенко сможет быть эффективным главой государства. Пришло время определиться по отношению к самому себе. То, что сейчас происходит в Секретариате Президента, — пусть первая, пусть робкая, но попытка создать свою собственную команду. Посмотрим… Право на ошибку еще есть, не все так печально. Быстрый рост рейтинга доверия к Виктору Ющенко показывает, что в обществе еще не все стабилизировалось, общественное мнение будет мутировать. Но у Ющенко есть год для построения этой команды — не больше!
в: Новая «своя команда» — это что, пресловутая «третья сила»?
о: Кстати, вам скажу: на всякий случай патент на бренд «Третья сила» получен мною в 2003 году! На все группы видов деятельности и товаров есть патент — так что не рекомендую политикам сильно с этим брендом забавляться…Третий путь неизбежен. И это путь «Вече»…
в: А разве нужна сегодня «третья сила» команде Януковича или команде Ющенко?
о: Им, может, и не нужна… А Украине — да. И вообще — Ющенко и Януковичу надо сесть и дней пять-шесть поговорить об окончательной ломке советской системы — а то, как в скандальной семье, ругаются по мелочам, из-за немытой посуды или разбитой чашки. Ющенко и Янукович — одни из самых сильных лидеров общества, мы признаем их лидерами, но они оба — советские люди. По возрасту, по рождению. Однако они вышли на первые позиции в государстве. А вот людей, которые будут олицетворять новую, несоветскую Украину, сегодня во власти почти нет. И нужна «третья сила» для тех новых, «несовковых».
в: Вам лично предлагали какие-то должности в президентской или в премьерской команде?
о: Да… И сейчас еще зовут. Но нет таких предложений, от которых невозможно было бы отказаться… Должность ради должности мне не нужна. Да и от партийной работы отвлекает. А проект «Вече» — он корневой. Знаете, поляки говорили: пока не нашли название «воеводство» — старое, корневое, — не могли провести административно-территориальную реформу. Мы нашли «Вече». Других проектов уже никто не раскрутит. А вот мы попытаемся доказать свою «третью силу»…
Владимир Кацман
“Известия в Украине”, 29 сентября 2006 года