Газовые проблемы: где начало и конец?

И снова в разгар зимы псевдодемократическая власть оставила страну без газа. Как и ранее, победные заявления правительства остались примитивным враньем, а неспособность сделать хоть какие-то системные шаги обернулись холодными домами и школами.  

В чем основные причины такого состояния и каковы пути решения? Как человек, длительное время работавший аудитором НАК «Нефтегаз Украины», и был участником переговоров по газотранспортному консорциуму, приведу несколько основных проблем, без решения которых не стоит даже надеяться на разрешение вечных украинских газовых конфликтов.

1. Сама компания НАК «Нефтегаз Украины» имеет дуальный противоречивый статус, который не позволяет ей быть успешной и прибыльной коммерческой организацией. С одной стороны,  НАК «Нефтегаз» – это  акционерное общество, его цель – прибыль, он вправе определять цены на продукцию и услуги, порядок управления бизнесом и т.д. Но фактически компания – это часть исполнительной власти – Кабмина, министерства топлива и энергетики. В силу этого НАК действует не как самостоятельный субъект бизнеса, а как «квази»-бюрократическая структура, полностью подчиняющаяся не законам Украины, а высшим должностным лицам государства. До тех пор, пока «Нефтегазу» не будет установлен полноценный статус – или казенного предприятия, или акционерного общества, – его действия будут на грани закона, бессистемными и бесконтрольными. А значит, снова и снова будут «неожиданно» возникать миллиардные долги, за которые будут рассчитываться из своего кармана простые украинские налогоплательщики.

2. НАК «Нефтегаз Украины» является «дойной коровой» для бюджета.  Компания имеет самую высокую в Украине налоговую нагрузку. Причем, это не только и не столько налоги, но и выдуманные Тимошенко за все периоды ее прихода во власть специальные платежи, позволяющие «выкачивать» из компании непомерные суммы. Это и многочисленные завышенные ренты, и плата за транзит, и взыскание налогов авансовым методом для латания «дыр» в бюджете, и бремя социальных дотаций и льгот, некомпенсированных бюджетом. В результате, НАК просто не имеет никакой возможности быть успешным прибыльным предприятием. По экспертным оценкам, налоговая нагрузка на НАК в этом году составляет более 64%. Это, в свою очередь, ставит под сомнение способность компании погашать внешние заимствования, а значит – велика угроза банкротства. До тех пор, пока налоговая нагрузка «Нефтегаза» не будет снижена до средней для украинских предприятий, компания будет находиться в состоянии перманентного «банкротства».

3.Техническое состояние украинской газотранспортной системы приближается к критической точке. Потери при транспортировке, хранении и перекачке превышают современные стандарты в несколько раз, а Украине это стоит миллиарды долларов. Финансовое состояние «Нефтегаза» не позволяет даже надеяться на собственные ресурсы для проведения модернизации системы и снижения затрат. Значит, нужно либо принимать государственную программу модернизации газотранспортной системы Украины и выделять большие деньги из бюджета, либо привлекать «бескорыстную» техническую помощь Запада, либо разрабатывать прозрачную современную модель привлечения инвестиций в модернизацию украинской газотранспортной системы. До тех пор, пока не будет проведена техническая модернизация нашей газотранспортной системы, мы будем нести миллиардные потери.

4. «Нефтегаз» и украинские граждане – пострадавшие от отсутствия реформ в теплоэнергетике. До настоящего времени не проведен пересмотр системы ценообразования в теплоэнергетике. Так, теплогенерации до сих пор не имеют четкого механизма покрытия разницы в цене на газ для населения и в цене на газ для теплоснабжения населения. Ранее эта разница покрывалась НАКу из бюджета. Сегодня власть пытается  переложить эти доплаты на местные бюджеты, однако дополнительных средств им на это не дает. Такие средства могут появиться только в результате значительного повышения тарифов на тепло, однако местные власти не хотят и политически не могут принять только на себя бремя таких повышений. А популизм правительства не дает ему провести необходимые действия. До тех пор, пока не будет наведен порядок в ценообразовании и финансировании разницы в тарифах, люди будут страдать от незаконного отключения потребителей Нефтегазом, а теплогенерации – терпеть убытки.

5.Цена на газ для Украины до последнего времени – цена политическая. В период дружественных отношений и стратегического партнерства между Украиной и Россией применение «политического понижающего коэффициента» на газ было обусловлено и оправдано. Однако циничным является требование и далее поставлять в Украину дешевый газ, если основным содержанием политики Ющенко и Тимошенко является антироссийская стратегия. Премьер разрабатывает планы «демократизации России», ее фракция подает закон «О языках», которым фактически преследуется использование русского в Украине, публикует статью «Как остановить Россию», которую россияне назвали «антироссийским манифестом», называет россиян оккупантами, подписывает письмо в НАТО, запускает натовские корабли в Черное море во время войны в Грузии. При этом заигрывая и кокетничая  «выуживает» у «оккупантов» отсрочку в переходе на рыночные цены. Президент доводит украинский и русский народы до исступления уничтожением всего русского в Украине, делает героями Украины нацистов, «благословляет» поставки оружия в зону замороженного конфликта в Грузии и становится на сторону врага России в неправедном военном столкновении  – но тоже требует низких цен на газ. До тех пор, пока между Украиной и Россией не будут установлены дружеские отношения, как и подобает «родственным странам», цена на газ для нас будет высокой, а переговоры – конфликтными.

Итак,

все сказанное дает твердые основания сказать, что конец бесконечным газовым раздорам положит только смена украинской власти, политики и проведение структурных реформ в Украине.

 

Инна Богословская