2015 – год человека с ружьем

12.01.2015

Здравствуйте, дорогие украинцы, с Новым Годом и Рождеством Христовым!

Два месяца я не писала и не давала оценок происходящему. Нужна была пауза, чтобы точно проанализировать события и правильно спроектировать наступающий год. Получив большой заряд любви и радости от новогодне-рождественского общения с любимыми и близкими людьми, очень искренне желаю нам всем веры в собственные силы, решительности и немножко удачи! В 2015 году нам это все очень пригодится).

Как говорили в “совке”, “отвечая на многочисленные просьбы трудящихся”, предлагаю Вашему вниманию краткие тезисы анализа ситуации. В дальнейших блогах, а также в Facebook буду писать об этом шире и подробнее. Этот анализ не должен никого пугать или расстраивать. Реальность нужно понять и принять, чтобы правильно и эффективно вести себя в непростые времена и подготовить почву для будущих успехов и радостей.

Итак, что происходит и что нужно делать.

1. В нашей с Вами Украине постсоветское государство развалилось окончательно и уже не может быть “восстановлено” или “возрождено”. Любые попытки сегодняшней новой-старой власти организовать управление государством по иерархической модели “сверху вниз”, с высокой централизацией власти – обречены на провал. 

Одновременно с распадом постсоветской модели государства родился новый субъект политики – украинское гражданское общество. Спонтанно возникшие общественные движения и сообщества показали высокий уровень самоорганизации, активный запрос на справедливые правила жизни и свободу.

Наконец у нас сформировался и активно проявляется средний класс, который требует полного пересмотра политической системы, административно-территориального устройства, налоговой и бюджетной политики, системы государственной, общественной и личной безопасности, правосудия, функций государства и местного самоуправления. Это – конец постсоветского этапа и начало глубинных, качественно новых изменений в Украине.

Война, как всегда в истории, еще больше обострила все проблемы и болезни нашей страны. А военные и добровольцы, реально проявившие себя в защите Родины, стали “новыми рыцарями”, которые отвечают запросу общества на честность, смелость, благородство и решительность.

Интеллектуалы, наконец, начали чувствовать, что они могут быть нужны в собственной стране. Нужны не власти, а обществу, людям.

Все изложенное – предпосылки для начала реальной общественной дискуссии о новом устройстве страны и новых правилах жизни. И начала реального Конституционного процесса с целью создания новой конституции новой Украины.

Я не верю в способность “всеядного” Яценюка к реальному созиданию нового государства. Но я имею надежду, что президент Порошенко способен проявить мудрость и стать частью процесса конституционного переоснования украинского государства. Точно могу сказать, что этот процесс завершится успехом не позднее 2017 года – с этой властью или другой.

2. Весь мир вошел в период турбулентности на несколько десятилетий. 2015 год станет годом “человека с ружьем” и в нашей Украине, и в Европе, и в Америке и США, и в Индо-Китае, и на Ближнем Востоке.


Количество запущенных проблем во всем мире стало огромным. Желание бизнес-элит и далее зарабатывать баснословные деньги за счёт монополизации, олигархизации и виртуализации экономики, заставляет политические элиты закрывать глаза на очевидные проблемы и не предпринимать необходимых мер реагирования на вызовы. Однако “пружина” недовольства большинства общественных групп уже достигла максимума сжатия, и в ближайшие годы она неизбежно будет разжиматься.

Очевидная недееспособность мировых инструментов (ООН, ОБСЕ, НАТО и других), а также дефицит лидерства среди политических элит усугубляют ситуацию. В том числе и порождают таких “злобных карликов”, как путин, а также террористов всех мастей.

Однако, именно такой высокий накал напряженности сразу во всех мировых регионах, неизбежно “разбудит” чувство опасности и понимание необходимости срочных и точных ответов на вызовы. И прежде всего – на кризис системы безопасности.

Можно быть твердо уверенным, что 2015 год станет голом новых агрессивных “выходок” Путина и годом нанесения его режиму нескольких тяжелых ударов, как извне, так и изнутри. Украина становится главным “буфером” между Европой и агрессивным путинским рашизмом. Поэтому мы не будем одиноки, нам помогут – но только и мы обязаны много работать и защищать свою страну.

В этих условиях нам, Украине, необходимо очень быстро отстроить новую систему безопасности, включая такие обязательные составляющие, как:

А. Минимум 20 тыс обученных и оснащенных профессиональных военных для сил специальных операций

Б. Правильно организованную территориальную оборону

В. Установленное законом право граждан на оружие и боеприпасы для самообороны.

Гонка вооружений становится неизбежным атрибутом будущих десятилетий. Этот вызов требует от нас новой постановки задач для военно-промышленного комплекса, космической отрасли и ядерной энергетики. 

3. Финансово-экономический кризис, так же, как кризис безопасности, станет главным вызовом десятилетия. 


Несправедливое и нерациональное распределение финансово-экономических благ внутри государств, государственных объединений, между различными государствами и континентами уже более 20 лет создает постоянную основу для финансово-экономических кризисов во всех регионах.

Сверхобогащение финансово-банковских структур, наряду с обеднением населения и потерей прибылей реального сектора экономики, создают критические перекосы. Как следствие, в ближайшие годы возникнут новые мировые резервные валюты, новые виды и способы расчетов, новые типы поведения в ходе кризисов и форс-мажорных ситуаций. Мы должны это понимать и проектировать, а не следовать устарелым догмам, к которым нас приучают, как двоечников.

Украина в таких условиях должна смело и решительно использовать собственную валюту – гривну для внутренних инвестиций. И прежде всего – в военно-промышленный комплекс, инфраструктуру, сельское хозяйство, энергосбережение и енергетику. Грамотная эмиссия в реальный сектор экономики с высокой добавленной стоимостью станет на годы главным, а иногда и единственным инструментом роста национальной экономики. Именно из этого, а не из внешнего финансирования и заимствования, нам надо исходить при планировании экономического развития.

И, безусловно, нужно закрыть все “дырки” и схемы в бюджете, через которые наши общие публичные ресурсы до сегодня перетекают в частные карманы. Без этого никакого выхода из кризиса не будет. Никто не будет платить налоги, если понимает, что оторванные от себя и своего бизнеса деньги он “дарит” государственному вору, который за присвоенные эти же деньги купит себе очередную яхту или сотую пару часов.

Когда появится доверие, что деньги бюджета тратятся правильно и честно, тогда мы сможем получить от граждан на национальные программы и огромные частные ресурсы, которые сейчас спрятаны и невостребованы.

Невыполнение этих мер в финансово-экономической сфере приведет к смене действующего премьер-министра и большинства в исполнительной власти осенью будущего года либо весной 2016. Наука о государстве и праве учит, что любая власть переходных периодов имеет свой ресурс и свой “срок годности”.

Премьер Яценюк проявляет себя исключительно как “переходной” премьер, ситуативный менеджер. И если в первые месяцы после революции такой подход можно было оправдать, то отсутствие любых реальных, базовых перемен в течение года – окончательное подтверждение переходного характера действующей исполнительной власти.

Однако предстоящая смена исполнительной власти не приведет к реставрации “регионалов”. Несмотря на то, что среди них есть большое количество профессионалов, особенно в реальном секторе экономики, они не смогут претендовать на должности в исполнительной власти. Они продолжают жить в системе постсоветской иерархической модели власти, которую настойчиво предлагают “восстановить” и “возродить”. Но если это соответствует желаниям 10% постсоветского электората, то совсем не соответствует исторической необходимости построения нового украинского общества и государства. В то же время многие из бывших “регионалов” были бы прекрасными руководителями конкретных предприятий, в том числе, и государственных корпораций…

Как уже видно, правительство так и не готово ни к реальной децентрализации, ни к реальному снижению налогового давления, ни к новому бюджетному планированию, ни к перекрытию коррупционных схем. Это – еще один довод в пользу того, что 2015 год будет последним годом работы действующего премьера.

Коротко резюмируя: за 2015 год ресурс переходной власти, переходного законодательства и переходных попыток реформ будет исчерпан.

Главный вызов для Украины – способность за этот год сформировать осознанный и четко сформулированный общественно-политический план действий и подготовить управленцев-технократов, способных реализовать этот национальный украинский заказ.

Блог Инны Богословской на УП