Можно выделить три главных позитива от саммита НАТО в Кардиффе
Первое – это то, что Эстония, Латвия, Литва, Великобритания, Дания, Норвегия и Нидерланды приняли решение создать силы быстрого реагирования. Учитывая, что эти страны являются нашими партнерами по специальным операциям в Афганистане, совместно с ними мы можем овладеть необходимыми знаниями и навыками, которые помогут нам в борьбе с терроризмом и внешней агрессией. Очень важно, что участники этой военной коалиции лояльны к Украине, вместе с нами Балто-Черноморский пояс, многие из них имеют общие границы с Россией, и прекрасно осознают, какой вызов бросает Путин Европе и всему миру. Кроме того, Великобритания – это страна, оперирующая ядерным оружием. Что важно в свете заявлений России о превентивных ядерных ударах.
Это то, что касается принятых решений. Теперь два ценных для Украины момента, которые включены в текст совместного заявления.
Вот на что стоит обратить внимание: НАТО выразило поддержку странам-членам Альянса для возможной поставки вооружения в Украину на двусторонней основе, а также, далее цитата: «Мы приветствуем участие Украины в инициативе о сопряженных силах, НАТО ценит интерес Украины к программе расширенных возможностей в рамках этой инициативы и ожидает дальнейшего участия».
Инициатива о сопряженных силах дает нам возможность создавать совместные батальоны, ударные группы и другие подразделения, направленные на ликвидацию угроз безопасности Украины и ее граждан.
Таким образом, силы быстрого реагирования и инициатива о сопряженных силах – это два инструмента, которыми нужно немедленно пользоваться, выделять на эти направления специальных людей, ресурсы и двигаться вперед. Реализация этих проектов просто удесятерит нашу возможность защищаться и позволит сделать огромный скачок вперед в сфере безопасности.
И последнее.
«На предыдущих саммитах в Мадриде, Бухаресте, Лиссабоне и Чикаго мы подчеркнули, чтонезависимая, суверенная и стабильная Украина является ключом к безопасности Евроатлантики», – написано в последнем абзаце совместного заявления.
Это говорит о том, что, хотят того члены НАТО или не хотят, но они понимают, что Украина – ворота в евроатлантическое пространство. И они будут эти ворота охранять.
Означает ли это членство в НАТО? Пока нет. В ближайшие несколько лет достичь согласия внутри Альянса, а также внутри нашей страны, по поводу членства Украины в НАТО будет невозможно. Поэтому сейчас нужно максимально использовать все возможности в рамках специальных программ и двусторонних поставок оружия.
Теперь очень многое зависит от нас.