Итоги 2011, вызовы 2012. О национальном экономическом согласии, как ответе на мировой кризис. Часть II.

23.01.2012

Как показал прошлый год, международные инвесторы стали значительно более осторожны. Рассчитывать на масштабные внешние инвестиции Украине не приходится.

Но есть другое решение – сузить “тень”, прекратить отток капиталов из Украины и вернуть уже вывезенные капиталы в страну.

Сузить тень и вернуть средства можно, проведя валютную, налоговую и приватизационную амнистии.

Кризис создал возможность сделать в 2012 году то, что раньше казалось невозможным.

Я не раз обсуждала с представителями бизнеса проблемы легализации вывезенных из Украины капиталов. Решение этой проблемы принесло бы огромную пользу стране. Но оно не интересовало бизнес.

Бизнес был убежден, что риски внутри страны превышают риски вне страны. И поэтому хранить деньги лучше “за бугром”.

Прошедший год заставил очень многих призадуматься и пересмотреть свою точку зрения.

Крупнейшие мировые игроки пошли по пути решения своих быстро нарастающих финансовых проблем за счет более слабых игроков. Под самыми различными предлогами за год было введено запредельное количество санкций против различных стран, компаний, персоналий. При этом судами и политиками демонстрировались двойные, тройные, четверные стандарты.

Стало совершенно очевидным, что декларации о том, что на Западе действует закон, превратились именно в декларации. Пресловутые “правила” существуют. Но уже далеко-далеко не для всех.

Система судов, дипкорпус, законодательная машина западных стран в условиях ужесточающегося финансового “голода” работают слаженно, в лоббистски-конфискационном режиме. Все эти элементы безоговорочно обслуживают интересы крупного западного бизнеса, имплементированные в государственные институты.

Рассчитывать, что с украинцами кто-то станет играть по правилам, больше не приходится.

Те, кто до нынешнего финансового голода, считали свои средства на западных счетах защищенными, больше так считать не могут. Потому что в силу провокации со стороны конкурентов, политических спекуляций, либо еще под каким-то предлогом их деньги и имущество могут в течение дня оказаться полностью заблокированными внешними институтами.

И счета украинских компаний, и счета государства за рубежом могут быть арестованы или заморожены практически мгновенно. Причем при отсутствии сколько-нибудь внятных или прозрачных юридических оснований. Достаточно одной лишь политической и экономической воли игроков, которые решат, что им так выгоднее.

Повлиять на ситуацию будет невозможно. Потому что наши бизнесмены не имеют на внешние институты ни малейшего влияния.

Но, как говорится, не бывает худа без добра.

Все перечисленное выше говорит о том, что наконец-то созрели условия для возвращения вывезенных из Украины капиталов.

Очевидно, что для этого украинский бизнес должен получить надежные гарантии безопасности здесь, на Родине. И здесь же должен работать украинский капитал – создавая качественную продукцию, рабочие места, налоговые поступления. Повышая наполненность и устойчивость внутреннего рынка.

Но чтобы это произошло, нужно снять весь бизнес – не только экономическую элиту, а весь бизнес – с множества крючков, на которых сегодня он “подвешен”.

Повторюсь, Украине нужна валютная, налоговая и приватизационная амнистии. И провести их необходимо конституционным большинством в 300 голосов, путем внесения статьи в Конституцию.

Чтобы все знали, что завтра через обычное большинство в парламенте никто конъюнктурно не сможет амнистию отменить. И что никакая прихоть власти или смена власти в Украине больше не позволит пересмотреть это решение.

Именно в Конституции должно быть черным по белому записано, что амнистированные деньги не подпадают под конфискацию. И источники получения этих денег не будут расследоваться.

Только так можно положить конец бесконечным переделам денежных потоков и имущества, наездам со стороны силовиков на бизнес в Украине. Только так мы побудим капитал выйти из тени и нормально, цивилизованно здесь работать.

Это решит задачу наполнения Украины валютой, которая нам сегодня абсолютно необходима, чтобы сделать инвестиционный скачок внутри страны.

В комплексе со снижением начислений на зарплату, это позволит создать миллионы качественных, высоко оплачиваемых, стимулирующих хорошо учиться и работать, рабочих мест. Здесь, в Украине.

Кризис уже начал выдавливать наших граждан из-за рубежа. Многие из них готовы вернуться в Украину. С опытом работы в развитых экономиках, с современными знаниями. Но этим людям нужны стимулы, соответствующие их квалификации.

Нашим предпринимателям нужно дать деньги для развития бизнесов. А для этого украинскую банковскую систему необходимо наполнить деньгами. Чтобы сформировалась другая цена денег.

У нас огромное инвестиционное поле и для этих новых бизнесов обязательно найдется внутренний рынок. У нас внутри еще нужно построить столько дорог, жилья, промышленных мощностей! Нам нужно развить столько сервисов!

А денег на развитие нет по единственной причине – как только их зарабатывают, их спешат спрятать за рубежом.

На самом деле в последние годы основной объем “иностранных” инвестиций в Украину и был репатриацией вывезенных ранее наших же денег. Но львиная часть денег в Украину уже не возвращалась никогда.

Потому что не было эффективного механизма их защиты.

Безусловно, амнистия подразумевает и единовременное декларирование всеми гражданами своего имущества. Равно как она подразумевает повышение ответственности за коррупционные деяния в будущем.

Пряник без кнута не сработает.

Только когда люди и бизнес задекларируют реальное состояние своей собственности, мы сможем оценить наше реальное национальное богатство. Мы наконец-то поймем, чем владеем.

Сегодня экономическая информация в Украине полностью искажена. На основании нее невозможно принимать решения.

Мы сможем провести дооценку украинских активов до рыночной стоимости. Стоимость эта сегодня искусственно занижена, т.к. незавершенный процесс приватизации не дает инвестору реально оценить свой бизнес. Инвестор элементарно боится.

Однозначно понятно, что провести нормальную инвентаризацию ресурсов без легализации мы не сможем.

Пока у нас не проведена инвентаризация и 50% экономики в тени, мы не можем эффективно решать социальные вопросы. Потому что невозможно четко определиться, как на самом деле живет население. Кому нужна помощь, а кто на социальных программах бессовестно паразитирует.

Получив реальную картину, мы сможем пересмотреть прожиточный минимум как социальный стандарт. Пересмотреть социальные пособия и льготы. Сколько можно себя обманывать, что на сегодняшний прожиточный минимум можно прожить?

Имея реальные данные и отстроив прозрачную, полностью стыкующуюся статистику, мы сможем разобраться с социальными фондами. Там сегодня воруют беспредельно. Там никто не хочет ясности и прозрачности, потому что бардак позволяет получать огромные коррупционные доходы.

К слову, в Плане Развития Страны, изданном еще в 2005-м году, мы писали о необходимости создания единого компьютерного реестра социальных агентов. Базовый реестр для этого есть в Пенсионном фонде. Программное обеспечение вполне позволяет расширить этот реестр на всю сеть социальных агентов.

Но это начинание стопорится. И понятно почему. У нас во всех социальных фондах, плюс пенсионный, сумма, сопоставимая с бюджетом страны. Но и там огромная “тень”. Сотни миллиардов гривен эффективно не контролируются.

Их обязательно нужно вводить под бюджетное регулирование, предельно жестко контролировать. Это задача в том числе и Счетной палаты, которая должна значительно эффективнее выполнять свои функции, чем она выполняет их сегодня.

В завершение я бы хотела сказать вот что.

Очень много лет украинцы выживали за счет тени. У нас было неумелое и вороватое государство. И люди считали, что они сами без него со всеми проблемами справятся. Если вовремя от государства спрячутся.

Но сегодня мир вовлечен в проблемы такого масштаба, что только сильные национальные государства позволяют остаться гражданам при их “куске пирога”. Слабым государствам и их гражданам остаются крохи. Крохи от качества и уровня жизни других.

Сегодня именно государство обязано стать союзником украинского гражданина и украинского бизнеса. Именно государство должно жестко и надежно защищать их интересы.

Больше ни украинское государство не сможет выжить без активной поддержки людей, ни люди без сильного и здорового украинского государства. Наступил момент истины. Мир предельно резко и жестко меняется. И нам предстоит измениться вместе с ним.

Причем как бы ни менялся мир, Украина должна поменяться в лучшую сторону. Нашей стране еще слишком многое нужно дать – украинским гражданам и миру.

Инна Богословская

УП