Результаты деятельности Госпредпринимательства и их практическая польза

Законодательная деятельность: принято два стратегически важных законодательных акта для развития предпринимательства — “Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности”, “О государственной регистрации юридических лиц субъектов предпринимательской деятельности”.

Перспективы для бизнес-среды:

Закон Украины “Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности” имеет революционное значение для реформирования на рыночных основах системы государственного управления в сфере хозяйствования. Важной составляющей закона является то, что он гарантирует общественным организациям, независимым экспертам и учреждениям полноценное участие в процессе разработки, обсуждения и внедрения государственной регуляторной политики в сфере хозяйствования.

Закон Украины “О государственной регистрации юридических лиц субъектов предпринимательской деятельности ” – это шаг к созданию гармонизованной с Европейской системой регистрации бизнеса отечественной регистрационной системы – Единого государственного реестра субъектов хозяйственной деятельности. Закон вступает в силу с 1 июля 2004 г. и предусматривает сокращение срока регистрации до 3 суток, оптимизацию процедуры регистрации по принципу “единого окна”, упрощения пострегистрационных процедур путем электронной постановки на учет субъектов хозяйственной деятельности в других государственных органах (Пенсионном фонде, фондах социального страхования, налоговой службе, органах статистики), что даст возможность сократить пострегистрационные процедуры с 30-40 до 5-ти дней.

 

Регуляторные процедуры: повысилась эффективность процедур согласования проектов регуляторных актов и качество публичных обсуждений.

Перспективы для бизнес-среды:

Сегодня еще на этапе разработки отклоняется близко 30% неэффективных регулирований (вначале 2003 года – 23%, в 2002 – 25%, в 2001 – 28%). По результатам публичных обсуждений 34% проектов, затрагивающих интересы предпринимателей, отклоняются как неэффективные с регуляторной точки зрения. Таким образом, на 30% увеличилась степень предсказуемости и стабильности регуляторной среды для субъектов предпринимательства. На местном уровне в 2003 году активизировалась практика общественных слушаний проектов регуляторных актов. Благодаря процедурам отслеживание эффективности действия регуляторных актов скорегировано или упразднено 31% регуляторных актов, которые отслеживались.

 

Разрешительная система: внедряются принципиально новые — простые в пользовании и прозрачные процедуры создания собственного дела и выхода из бизнеса, получения разрешений и согласований на право открытия и ведения бизнеса.

Перспективы для бизнес-среды:

Внедряется система единых офисов и единых окон для получения разрешений на ведение предпринимательской деятельности. Преимущества такой модели: четкость и прозрачность организации, высший профессиональный уровень, персональная ответственность, минимизация коррупции и взяточничества. Разработанный и представленный на согласование Кабинету Министров проект Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности».

 

Региональная политика: повысилось качество региональных программ развития малого предпринимательства.

Перспективы для бизнес-среды:

Во всех регионах Украины внедряются региональные программы развития малого предпринимательства на 2003-2004 года, в основу которых положены методические рекомендации, разработанные Госпредпринимательства. Сейчас региональные программы стали разнонаправленными и системными и превратились в целый комплекс регуляторов и стимулов: они предусматривают финансово-кредитную, ресурсную, информационную поддержку малого бизнеса, формирование инфраструктуры, предоставление нежилых помещений для ведения бизнеса, внедрение льгот по арендным ставкам, размещение в сфере малого бизнеса региональных заказов, привлечение иностранных инвестиций и др.

 

Региональная политика: определяются рейтинги регионов по состоянию развития малого бизнеса, что развивает в сфере региональной политики среду состязательности и межрегиональной конкуренции.

Перспективы для бизнес-среды:

Ежегодное оповещение по результатам рейтингов имеет значительный резонанс на местном уровне. Это активизирует поиск органами местной власти и местного самоуправления новых форм и методов поддержки малого бизнеса и более эффективного использования для этого своих полномочий. Для примера: в 2000 году лишь 11 регионов выделили средства в местных бюджетах на реализацию региональных программ на общую сумму 1,8 млн. грн. В 2002 году уже 18 регионов, а объемы выделенных средств составили 8 млн. грн. В 2003 году все регионы, кроме Закарпатья, предусмотрели в своих бюджетах расходы на реализацию региональных программ, из которых в данный момент уже профинансированы мероприятия на сумму 19 млн. грн. (вдвое больше, чем за весь прошлый год).

 

Расширение международной финансовой и технической помощи: достигнут успех в развитии этой классической формы государственной поддержки малого предпринимательства.

Перспективы для бизнес-среды:

Решен ряд организационных и технических вопросов для эффективной реализации проекта “Развитие частного сектора”, финансируемого за счет займа Мирового банка: принято соответствующее постановление, осуществлен отбор уполномоченных украинского и заграничного банков, получена лицензия Нацбанка, разработано Техническое задание на реструктуризацию предприятий, проведены мероприятия по дополнительному отбору областей для участия в проекте. Проект предусматривает три составляющих: реструктуризацию предприятий, профессиональную подготовку работников руководящего звена и внедрение комплексной системы мониторинга условий осуществления предпринимательской деятельности в регионах Украины. Проведенная комитетом робота в этом направлении получила высокую оценку миссии Мирового Банка и личную благодарность его директора Луки Барбоне, который подчеркнул, что сотрудничество с комитетом стало новым дыханием реализации проекта в регионах Украины.

За этот период председателем Госпредпринимательства И.Богословской проведены переговоры с представителями Американской торговой палаты (июнь 2003 года); с директором региональной миссии Агентства международного развития в Украине, Беларуси и Молдове К.Краули (август 2003 года); с представителями Министерства экономики, финансов и промышленности Франции (сентябрь 2003 года); с  генеральным секретарем Международной Торговой палаты Марией Ливанос Каттауи (сентябрь 2003 году); с представителями посольства Великобритании в Украине и ответственными сотрудниками Министерства в делах международного развития в Украине (DFID) (сентябрь 2003 года); с депутатом Немецкого Бундестага Еленой Гоффман (сентябрь 2003 года); с представителем Международной финансовой корпорации Жаклин Кулидж (октябрь 2003 года).

 

Усовершенствования регуляторной среды: остановлен эксперимент по созданию Палат бытовых услуг.

Перспективы для бизнес-среды:

На протяжении 2000-2003 годов Госпредпринимательства неоднократно рассматривал проект Закона Украины “Об эксперименте по созданию Палат бытовых услуг в Винницкой, Одесской и Херсонской областях”. Эксперимент по созданию палат бытовых услуг мог привести к появлению еще одной отраслевой контрольной структуры, которая дублировала бы деятельность органов государственного управления. За счет усилий Госпредпринимательства удалось остановить попытку жесткого административного вмешательства в сферу бытового обслуживания населения, что могло бы отрицательно сказаться на темпах ее развития и дестабилизировать работу данных предприятий.

 

Усовершенствование регуляторной среды: решается проблема утилизации тары (упаковки).

Перспективы для бизнес-среды:

Госпредпринимательства на основании многочисленных обращений предпринимателей-импортеров, ввозящих импортные товары в таре (упаковке), принял решение относительно устранения ограничений, сдерживающих предпринимательскую деятельность, в общих приказах Минэкономики и Гостаможслужбы “Об утверждении Порядка контроля за тарой (упаковкой), в которой поступают товары, которые подлежат таможенному оформлению в режиме выпуска в свободное обращение на территории Украины”.

Позиция Госпредпринимательства: путем внесения изменений в Порядок нельзя эффективно решить проблему обращения с тарой (упаковкой). Наиболее эффективным способом является создание гармонизованной системы, которая будет отвечать нормам и требованиям Директивы ЕС 94/62/ЕС “Об упаковке и отходах упаковки”, на основе которой успешно работают большинство восточноевропейских стран в условиях рыночной экономики. Чтобы использовать положительный опыт европейских стран в сфере обращения с тарой (упаковкой), сегодня необходимо подготовить законопроект об упаковке и отходах упаковки, а также внести соответствующие изменения в действующий Закон Украины “Об отходах”.

 

Усовершенствование регуляторной среды: работа в направлении решения проблемы введения в обращение копий сертификатов соответствия или копий свидетельств о признании на защищенных голографичными элементами бланках.

Перспективы для бизнес-среды:

Для решения этой проблемы Госпредпринимательства инициировал проведение под председательством Инны Богословской межведомственного совещания с участием представителей Минэкономики и Госпотребстандарта. Госпредпринимательством разработан проект постановления “О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 15 октября 2003 г. № 1611”, что предусматривает перенос срока введения в обращение копий бланков сертификатов соответствия и копий свидетельств о признании соответствия на защищенных голографическими элементами бланках с 1 декабря на 1 февраля. Проект постановления представлен на рассмотрение Кабинета Министров Украины. Сейчас необходимо ускорить ее рассмотрение и утверждение. Разработка и принятие данного документа даст возможность избежать внедрения таких административных требований, которые создают немотивированные ограничения и финансовую нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности.

 

Поручение Президента Украины относительно ускорения реформирования упрощенной системы налогообложения малого предпринимательства и процесс его выполнения комитетом.

Благодаря сотрудничеству Госпредпринимательства с Кабинетом Министров и Администрацией Президента Украины 4 ноября 2003 года Президент подписал поручение относительно ускорения реформирования упрощенной системы налогообложения малого предпринимательства. Госпредпринимательства совместно с общественными объединениями предпринимателей разработал стратегические направления и общую концепцию усовершенствования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности малого бизнеса.

Модель усовершенствования упрощенной системы налогообложения: согласно концептуальным основам упрощенная система налогообложения, учета и отчетности может отвечать двум главным требованиям: распространяться лишь на ту категорию субъектов малого предпринимательства, которая реально требует государственной поддержки; сделать невозможным ее использование субъектами большого и среднего бизнеса в качестве способа минимизации налоговых обязательств.

Налогообложение физических лиц: по мнению Госпредпринимательства, упрощенная система налогообложения должна распространяться лишь на самозанятых лиц и субъектов предпринимательской деятельности – физических лиц, которые имеют право привлекать к своей деятельности не более трех нанимаемых лиц и осуществлять свою деятельность лишь в сферах: производство, народно-художественные промыслы, продажа товаров (работ, услуг) собственного производства, предоставление  услуг и общественного питания, при условии сохранения действующего предельного объема выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Налогообложение юридических лиц: с целью соблюдения критериев малого предпринимательства, определенных Законом Украины “О государственной поддержке малого предпринимательства”, и учета инфляционных изменений за период 1999 –2003 года Госпредпринимательства предлагает установить предельный размер объема выручки от реализации в размере 3 000 000 грн.

Социальное и пенсионное обеспечение: со вступлением в силу с 1 января 2004 года Закона Украины “Об обязательном государственном пенсионном страховании” и ряда других законодательных актов возникает проблема двойного налогообложения. С следующего года субъекты предпринимательской деятельности – плательщики единого налога будут вынуждены дважды платить взносы на социальное и пенсионное страхование. Действующие ставки и механизм взыскания единого налога установленные Указом Президента Украины “О упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства”. В этот документ уже невозможно внести изменения из-за того, что завершился период действия переходных положений Конституции Украины. Поэтому, по мнению Госпредпринимательства, проблему двойного налогообложения субъектов упрощенной системы в части социального и пенсионного обеспечения необходимо срочно решать путем принятия отдельного закона. В связи с выводом социальных платежей из состава единого налога Госпредпринимательства предлагает оставить размер его ставок для самозанятых лиц и субъектов предпринимательской деятельности – физических лиц, использующих работу нанимаемых лиц, в границах от 20 до 200 грн. Дополнительно эти субъекты будут платить в Пенсионный фонд взнос в размере 70 грн. Для юридических лиц комитет предлагает уменьшить ставки единого налога до 3% от суммы выручки от реализации с уплатой НДС или 5% от суммы выручки от реализации с включением НДС в состав единого налога. Дополнительно эти субъекты будут платить социальный взнос. Госпредпринимательства считает необходимым принятие закона про единый социальный взнос. Только при таких условиях начнет работать реформа заработной платы, начатая введением единой 13% ставки налога на доходы физических лиц.

Для ускорения законодательного закрепления упрощенной системы налогообложения комитетом проведено расширенное заседание общественной коллегии Госпредпринимательства. Активизирована работа с комитетами Верховной Рады Украины и предоставлены им обобщенные предложения относительно реформирования упрощенной системы налогообложения.

           

Презентация результатов рейтинга регионов Украины по состоянию развития предпринимательства в 2002 году и методики рейтингового расчета как стимула для развития региональной бизнес-среды.

Таблица 1

Рейтинг регионов по состоянию развития малого предпринимательства в 2002 году

 

место

Рейтинг

по І группе (60%)

Рейтинг

по ІІ группе (30%)

Рейтинг

по ІІІ группе (10%)

Общий рейтинг

лидеры

1

г.Киев

город Киев

город Киев

город Киев

2

Донецкая обл.

Кировоградская обл.

Закарпатская обл.

Одесская обл.

3

Харьковская обл.

Хмельницкая обл.

Ив.-Франковская обл.

Донецкая обл.

4

Одесская обл.

Одесская обл.

Винницкая обл.

Харьковская обл.

5

Николаевская обл.

Закарпатская обл.

Волынская обл.

Закарпатская обл.

6

Днепропетровская обл.

Волынская обл.

Хмельницкая обл.

Кировоградская обл.

7

АР Крым

Запорожская обл.

Одесская обл.

Днепропетровская обл.

пресле-

дова-

тель

8

Луганска обл.

Киевская обл.

город Севастополь

Николаевская обл.

9

Киевская обл.

Полтавская обл.

Черкасская обл.

АР Крым

10

Запорожская обл.

Черниговская обл.

Харьковская обл.

Киевская обл.

основная масса

11

Черновицкая обл.

Черновицкая обл.

Херсонская обл.

Запорожская обл.

12

Закарпатская обл.

Житомирская обл.

Полтавская обл.

Луганская обл.

13

Львовская обл.

Донецкая обл.

Ровенская обл.

Черновицкая обл.

14

Херсонская обл.

Ровенская обл.

Кировоградская обл.

Львовская обл.

15

Винницкая обл.

Днепропетровская обл.

Львовская обл.

Винницкая обл.

16

Кировоградская обл.

Ив.-Франковская обл.

Тернопольская обл.

Полтавская обл.

17

г.Севастополь

Винницкая обл.

АР Крым

Херсонская обл.

18

Ив.-Франковская обл.

АР Крым

Запорожская обл.

Ив.Франковская обл.

19

Полтавская обл.

Черкасская обл.

Луганская обл.

Хмельницкая обл.

аутсай-деры

20

Житомирская обл.

Львовская обл.

Киевская обл.

г. Севастополь

21

Ровенская обл.

Луганская обл.

Черниговская обл.

Житомирская обл.

22

Тернопольская обл.

Херсонская обл.

Черновицкая обл.

Ровенская обл.

23

Сумская обл.

Харьковская обл.

Днепропетровская обл.

Волынская обл.

24

Черкасская обл.

Николаевская обл.

Сумская обл.

Черкасская обл.

25

Хмельницкая обл.

Тернопольская обл.

Николаевская обл.

Тернопольская обл.

26

Черниговская обл.

Сумская обл.

Донецкая обл.

Черниговская обл.

27

Волынская обл.

город Севастополь.

Житомирская обл.

Сумская обл.

Подробнее смотрите в материале „Рейтинг регионов по состоянию развития предпринимательства в 2002 году и методика его расчета”.

Работа официальной делегации Госпредпринимательства в Республике Беларусь: управленческие уроки для Украины.

В Республике Беларусь находилась с официальным визитом делегация Госпредпринимательства Украины. Визит был осуществлен в рамках Программы заседания белорусско-украинской рабочей группы по развитию малого предпринимательства. Белорусские предприниматели и государственные управленцы с большим интересом восприняли идеологию украинской регуляторной политики и, ознакомившись с ее принципами, поняли, что украинский опыт может служить для развития рыночных отношений для их страны. 

Как подтвердила рабочая поездка специалистов Госпредпринимательства, сегодня наша соседка — Республика Беларусь — имеет схожие с Украиной проблемы становления рыночных отношений. При этом, Беларусь переживает приблизительно ту фазу трансформации, в которой Украина находилась в 1997-1998 годах. Так, существуют объективные этапы, которые вынуждена пройти каждая страна путем развития рыночной экономики. Сейчас в Беларуси лишь начинают формироваться институциональные основы государственной политики развития национального предпринимательства.

В Республике Беларусь все более активной становится дискуссия о необходимости создания специального центрального органа государственного управления в сфере предпринимательства — аналога Госпредпринимательства, упрощения налогообложения в сфере малого бизнеса, реформирования лицензионной и разрешительной систем, развития социального партнерства между бизнесом и властью. То есть вокруг тех вопросов, с которых, собственно, начиналось формирование государственной политики развития предпринимательства в Украине.

Беларусь сегодня идет к национальному рынку своим, сугубо белорусским путем. Об этом, в частности, свидетельствуют попытки белорусской власти построить своеобразный конгломерат жесткой командно-административной экономики со сдержанным вкраплением в нее рыночных отношений. То есть ввести исключительно белорусскую модель смешанной экономики, в которой до сих пор сохраняются в качестве регуляторных механизмов и централизованное планирование, и прямое  вмешательство в деятельность бизнес-структур, и контроль за выполнением государственных планов. Очевидно, именно поэтому сенсационное влияние на белорусских специалистов оказал украинский опыт внедрения регуляторной политики в сфере предпринимательства, в котором заложена конкретная и в определенной мере универсальная модель демократизации государственного управления и реформирования его на рыночных принципах. Итак, опыт Республики Беларусь должен служить украинскому политикуму с тем, чтоб надлежащим образом оценить роль и место рыночной по форме и социальной по смыслу государственной регуляторной политики в процессе общественного развития.