Украина – ЕС 2003. Что делать.

24.09.2003

Богословская И.Г.
На сломе второго и третьего тысячелетий на наших глазах формируется новая карта мира. Закладываются новые отношения между странами, создаются новые границы, появляются новые межгосударственные союзы и надгосударственные органы. Этот процесс особенно активен на территории Евразийского континента, и особенно выражен в его Европейской части.

Украина находится в географическом центре Европы. Она объединяет в себе черты как восточной, так и западной культуры, религии, экономики и мировоззрения. Выгодное территориальное расположение и благоприятные климатические условия, высокий уровень образованности и трудолюбие населения, толерантность к разным нациям и религиям ставят Украину в ряд наиболее потенциальных стран для развития. Эти условия на протяжении десятков лет дают основания многим политикам и аналитикам утверждать, что от выбора Украиной внешнеполитических приоритетов в большой степени зависит будущее Европы и Евразии. Нашим европейским соседям не следует пренебрегать этим. То, что закладывается сегодня и в ближайшие годы, формирует основы для покоя (или беспокойства) европейского сообщества на 50-100 лет в будущем.

С первых дней независимости в Украине происходило позиционирование общества и элит в вопросе выбора Восток-Запад. После подписания соглашения о создании Единого экономического пространства впервые в истории Украины выбор между Востоком и Западом вышел в плоскость борьбы. Борьбы мировоззрений, ценностей, краткосрочных интересов и стратегических целей. Эта борьба, за наихудшим сценарием, может привести к разрыву страны на части и разжиганию в центре Европы нового центра вражды. Чтобы этого избежать, надо корректно пройти этап конституционной экспертизы, обработки оговорок и ратификации текста соглашения про ЕЭП в парламенте.

Украина не должна остаться в этой сложной ситуации наедине со своими проблемами и давлением со стороны партнеров по ЕЭП. Мы должны ощущать поддержку нашего евроинтеграционного курса. Мы в праве ждать от партнеров и от европейского общества понимания, заинтересованности и своевременной помощи.

Считаю, что наиболее эффективным и своевременным решением сегодня является предоставление Украине статуса особого соседа. Этот статус может отличаться от статуса других стран-соседей, поскольку между ними и Украиной есть существенные отличия:
1. В отличие от других государств, Украина заявляет и последовательно подтверждает свои намерения о вхождении в Европейский Союз многими законодательными актами.
2. Украина подтвердила свои евроинтеграционные намерения беспрецедентными действиями: отказом от ядерного оружия, закрытием Чернобыльской АЭС, отказом от Бушерского контракта. По сути «европейскими» являются активная деятельность в миротворческих операциях, отказ от силовых методов решения внутренних и внешних проблем.
3. Уровень демократии в Украине, не смотря на наличие нерешенных проблем, существенно отличается от уровня демократии других постсоветских стран-соседей, которые тяготеют к авторитарным методам руководства, у которых присутствуют признаки имперского мировоззрения среди элит и населения. Украина выздоровела от имперского способа мышления. Абсолютное большинство населения и элит тяготеет к европейским ценностям – семьи, согласия, защиты частной собственности, плюрализма, миротворческой деятельности.
4. Экономика Украины уже приобрела основные черты рыночной экономики. Прежде всего, применяются высокие, близкие к мировым, рыночные цены на энергоносители. Это радикально отличает украинскую промышленную политику создания конкурентоспособной продукции от политики субсидирования промышленности за счет низких цен в других странах СНГ. Даже при таких условиях украинский экспорт увеличивается, и темпы экономического роста являются стабильно высокими.

Анализ этих и других отличий доказывает, что сущность трансформационных процессов в Украине и, например, Беларуси и России, являются качественно разными. Естественно, что и статус Украины по отношению к Евросоюзу может быть отличительным.

Обретение Украиной статуса особого соседа может стать новым сильным толчком к углублению демократических и экономических реформ в стране. Это, в свою очередь, будет залогом, что Украина, как сосед и будущий член европейской семьи, и дальше будет оставаться свободным, сильным и суверенным государством.