И.Богословская: СБУ может превратиться в поле политических репрессий

18.03.2008

В эфире программы «Пряма мова» на 7 канале (г. Харьков) народный депутат Инна Богословская (Партия регионов) о том, почему Партия регионов не вмешивалась в конфликт городского совета с губернатором Аваковым, а также о том, что Верховная Рады будет делать с генералом Мухатаевым.

— Что я сегодня слышал: обыски, допросы чиновников, выемки документов… Сегодня утром СБУ должна была начать масштабную операцию. Откуда эта информация?

—  Вы знаете, я сегодня совсем не собиралась приезжать в Харьков, я сегодня вышла на работу, с уверенностью, что весь день проведу в офисе. Но мне принесли копию документа, который заставил пересмотреть все планы на день и прилететь в Харьков. Потому что достойные люди в системе Службы безопасности дали информацию, над которой стоит задуматься.

А что это за документ? Кто его принес?

— Я, естественно, не могу вам сказать ни о самом документе, ни об обстоятельствах, при которых он был получен. Это документ, состоящий из 16 страниц, это план мероприятий о проведении одновременных обысков, изъятий, практически у всего руководства города Харькова, некоторых руководителей департаментов, отдельных служб, связанных с работой городского совета. И, учитывая те темы, по которым в этой таблице были записаны следственные и не следственные действия, можно сказать, что это имеет отношение к подготовке масштабной PR-кампании вокруг досрочных выборов в Харькове. И основания говорить, что это все достаточно серьезно, у нас появились еще в пятницу, после инцидента в аэропорте «Борисполь». Опять же в пятницу в Киеве мы собирали рабочую группу по проблемам Харькова, и мы получили информацию, что была произведена попытка досмотра личных вещей мэра Харькова в аэропорту «Борисполь» людьми в штатском. Позже выяснилось, что эти люди представляют Службу безопасности Украины в Харьковской области. Естественно, ничего не обнаружилось, естественно все были трезвые, не было никаких очевидцев, как позже сообщили некоторые харьковские сайты. Тот факт, что мэра досматривали сотрудники СБУ в Харьковской области на киевской (!) таможне, и то, что они практически сбежали с места событий, побудили его (и мы это советовали) обратиться с заявлениями к первому руководителю Службы безопасности г-ну Наливайченко, к руководству Администрации Президента (поскольку СБУ напрямую подчиняется Президенту) написать заявление о неправомерных действиях. По состоянию на сегодняшнее утро должна была состояться встреча, но по ряду технических причин она не состоялась, но вдобавок мы получили заявление, о котором я вам сказала. На сегодняшний момент мы не имеем подлинника этого документа, именно поэтому мы настаиваем…

Вы не принесли его с собой в студии?

— Во-первых, это запрещено и противозаконного, и делать этого я никому не советую. Для того чтобы провести независимое расследование обстоятельств этого происшествия мы будем требовать немедленного создания следственной комиссии в Верховной Раде. Вы понимаете, какая штука. На сегодняшний день правоохранительные органы настолько себя скомпрометировали, что Служба безопасности, в которой исторически были очень интеллектуальные кадры, также может себя скомпрометировать: если появится одна паршивая овца, она может испортить все стадо.

— Откуда уверенность, что этот документ не фальшивка?

— Мы проверим.

Но на сегодняшний день у вас есть уверенность, что документ подлинный?
— Да, потому что документ очень грамотно составлен. Я могу сказать это как юрист с огромным стажем. И судя по тому, как он написан, можно говорить, что это действительно масштабная кампания, которая имела PR-напраленность, потому что в сопровождении всех действий были предусмотрены службы по техническому сопровождению: это съемка, фиксация и так далее. Моя задача как парламентария сделать так, чтобы Служба безопасности никогда не могла быть использована в чьих-то отдельных интересах. Эта борьба, которая проходит в Харькове между губернатором и его командой, и его нападки на легитимно избранную городскую власть уже переходят все границы. И теперь эта война переходит из медийной плоскости (организованной благодаря огромному количеству медиа-ресурсов, которые так или иначе связаны с губернатором), и начинают задействоваться конкретные должностные лица.

Я могу привести пример: я раньше не сталкивалась с Мухатаевым и вообще лично с ним не знакома, но когда сегодня начала интересоваться, в чем же, собственно, конфликт, мне предоставили целую кипу бумаг, запросов, направленных лично от имени Мухатаева, в которых он интересуется деятельностью различных коммерческих структур – это не то, чем должна заниматься СБУ, это вообще не юрисдикция СБУ. У нас в области СБУ становится инструментом политической борьбы.

Другой пример. КРУ направляет проверку в городской совет. Я разбиралась с жалобой господина Дуболазова, который был руководителем КРУ в Харьковской области, на место которого во время его болезни был назначен некий человек. Этот человек является прямым подчиненным [губернатора] во все последние годы, получавшим, к тому же, зарплату в банке «Базис» и, наряду с женой губернатора, был заместителем председателя правления АКБ «Базис». Сейчас он незаконно назначается руководителем харьковского КРУ. И этот незаконно назначенный, исполняющий обязанности руководителя КРУ направляет запрос с требованием предоставить те или иные документы от городской власти. Получается, что противостояние Авакова [с городской властью] как физического лица превращается в противостояние с использованием назначаемых должностных лиц, которые непосредственно от него зависимы. Это приведет к тому, что Харьков превратится в испытательную площадку по типу «Какой беспредел окажется безнаказанным». Вот это мы будем пытаться остановить. Во-первых, харьковской громаде пытаются рассказать, какой у нас должна быть власть. Есть Закон о местном самоуправлении, ст. 79 которого дает исчерпывающий перечень возможности проведения досрочных выборов мэра и городского совета. В этом исчерпывающем перечне есть два исключительных обстоятельства, позволяющих, чтобы такое решение принял кто-то «со стороны», потому что все эти решения принимаются изнутри громады. Со стороны эти решения принимаются только при наличии вступившего в силу обвинительного приговора. То есть проведено следствие, вынесен приговор, приговор обжалован или не обжалован, он вступил в законную силу, и только после этого можно ставить вопрос о досрочном переизбрании мэра. Или же есть вступившее в законную силу решение судов о том, что мэр – лично мэр, а не городской совет – принял решение, которое нарушает Законы и Конституцию Украины. Поскольку у наших оппонентов нет ни того, ни другого (поскольку все проверки не выявили таких нарушений, потому что это, скорее всего заказные дела), очевидно, они приходят к тому, что берут к себе в подручные главу СБУ по Харьковской области. Это не нормально.

Но мы же ничего не знаем о результатах работы первой следственной комиссии, а вторая следственная комиссия еще не закончила свою работу.
Она не начинала, во-первых. А во-вторых, первой следственной комиссии не было. Я была удивлена, что Харьковская городская власть предоставляла ей какие-то документы, это было вообще незаконно, поскольку постановление о ее создании было принято вне Регламента, вне правил. Поэтому люди, которые первый раз приезжали в Харьков не имели никаких полномочий от депутатов парламента. Как никаких полномочий от харьковских депутатов не имел Александр Фельдман (я имею ввиду последние опровержения, которые он делал). То есть сейчас происходит подмена реалий какими-то PR-акциями, нагнетанием ситуации. Почему? Потому что на сегодня стало очевидно, что действующий Премьер-министр Юлия Тимошенко стала на путь прямой борьбы за президентское кресло, ей, безусловно, для победы нужны две столицы – столица Украины, и столица Восточной Украины. Учитывая это, сегодня и Киев, и Харьков стали заложниками абсолютно беспринципной, аферистической войны Тимошенко в борьбе за президентскую власть.

Вы знаете, здесь есть одно «но»: если бы выборы состоялись, то ли депутатов городского совета, то ли городского головы, то они бы, учитывая позиции Партии регионов в Харькове, ничего бы не изменили. Почему в таком случае вы считаете это таким принципиальным с позиции президентских выборов. Это снова был бы человек-регионал, поскольку регионалы в Харьковской области имеют большинство. Не так ли?
— Безусловно, но когда сегодня БЮТ развалил всю центральную власть – сегодня центральная власть уже не работает, там только конфликты и погоня за новыми перевыборами – если мы пустим эту стихию в харьковский регион…

Как это пустим, ведь харьковчане проголосуют за того же регионала?..
— Виктор, вы представьте себе: Харьков входит сейчас в пятерку городов, которые столько должны сделать к Евро-2012, а мы год с вами будем топтаться на месте в совершенно бесполезной борьбе за полномочия в каких-то PR-акциях вместо того, чтобы делом заниматься.

Какой вопрос мы можем поставить на интерактивное голосование?
— Мне интересно узнать мнение харьковчан по следующему вопросу: Кто должен принимать решение о проведении местных выборов: центральная киевская власть или территориальная громада?

Вы выбираете второй вариант, насколько я понимаю?

— Естественно. Поскольку на этом и стоит местное самоуправление.

По вашему мнению, вопрос о перевыборах харьковчанам навязывают?

— На протяжение вот уже двух лет (хочу еще раз сказать, что большинство СМИ в регионе так или иначе связаны с губернатором) навязывается эта тема. Давайте вспомним старую поговорку: Если собаке все время говорить, что она корова, то она замычит. Естественно, тема навязана. Хотя очевидно и то, что есть проблемы и претензии к городской власти (и у меня как у харьковчанки тоже). Но я не считаю возможным создание такого прецедента. Украина огромная, у нас полярные политические взгляды. У нас на Западе поддерживают БЮТ и Нашу Украину, на Востоке – Партию регионов, если центральная власть получит право назначать перевыборы местных властей, избранных от других политических сил… Сегодня по последним данным, если перевыборы состоятся, то большинство голосов все равно получит Михаил Добкин – в разных конструкциях по разному: или подавляющее большинство, или минимальный перевес. Но объясните, почему мы должны идти, потакая БЮТ, ведь больше никто на самом деле не требует перевыборов, и губернатор области, который давно забыл, что его назначила НУ на эту должность, вовсю обслуживает интересы БЮТ.

Чем докажете?

— Вы посмотрите на любое кадровое назначение. Не будем брать во внимание КРУ, поскольку это его личный подчиненный. Метрополитен – кто? Представитель БЮТ. Завод Малышева – бютовец, областное Управление земельных ресурсов – бютовец, Управление экологической инспекции – бютовец. Что у Нашей Украины нет кадров?

Почему Партия регионов не вмешивалась в конфликт Харьковского горсовета с губернатором Аваковым, ведь этот конфликт возник уже давно?
В Харькове сложилась непростая ситуация, и поэтому нам несколько тяжело оценивать событий, которые происходили в Харькове. Но Партия регионов, не единожды, рассматривая проблему в Харькове, считала неправильным вмешиваться в эту ситуацию с уровня центрального аппарата и партии, и фракции, поскольку мы считали, что конфликт вышел в личностное поле и он должен быть разрешен на личностном уровне.

Когда же сейчас мы увидели столь системное давление на проведение перевыборов и это вышло уже в поле парламентское, и когда свидетелями того, что силовые структуры подвязываются под эту тему, стало очевидным, что этот межличностный конфликт вышел на уровень политического и глубокого системного конфликта. В этой ситуации мы становимся полностью активными участниками разрешения этого конфликта. И мы считаем недопустимой выход вот этой ситуации локальной межличностной, на уровень того противостояния к которому сегодня привязываются и КРУ, и СБУ, слава Богу, и прокуратура, и МВД пока стоят в стороне. Я очень надеюсь, что в Харькове, где привыкли к юридической культуре, не будет беспредела хотя бы в прокуратуре и МВД.

«Городской Дозор»

18.03.2008