Инна Богословская: «Счастлив тот, кто не помнит имени президента»

01.07.2004

Инна Богословская – человек энергичный и неравнодушный. А еще она известна тем, что всегда пытается найти нестандартные подходы к решению самых сложных задач. Сейчас Инна Германовна не имеет отношения к власти, и это позволяет ей по-новому смотреть на проблемы украинского общества. И похоже, она нашла неожиданный рецепт преодоления этих проблем. Заинтересовавшись этим, редакция «АиФ» решила пригласить Инну Богословскую в гости, чтобы узнать об ее ноу-хау побольше.

 

Вид изнутри и снизу

— Инна Германовна, чем был ваш поход во власть?

— Плотным знакомством. Если ты собираешься что-то менять – ты все-таки должен это увидеть изнутри.

Сразу вспоминается критика в ваш адрес: дескать, пришли, посмотрели, потом отряхнули ладони и ушли.

— После моего ухода все, что я говорила, через несколько месяцев повторили президент, парламент и премьер-министр. Все мои прогнозы подтвердились. С профессиональной точки зрения мне это приятно. Печально, что мы вовремя не смогли умерить пыл господина Азарова.

— Куда направилась ваша энергия после ухода из Госкомпредпринимательства?

— Я теперь президент Фонда «Вече Украины», который занимается созданием того, что принято называть гражданским обществом. Оно ведь сверху не строится, а начинается с самоопределения самых граждан. Мы помним, что на заре обновления гражданского сознания консолидирующей силой был Рух. Он начал консолидацию общества вокруг идеи независимости, 10-12 лет она была идеологической основой, двигающей общество и государство. Но теперь идея исчерпана. Что же дальше?

— И вы знаете ответ на этот вопрос?

— Мы его ищем. Сейчас уже очевидно, что у государства нет стратегии развития, нет тактики, нет понимания, каким должно быть государство, чтобы эффективно работать на граждан.

— А сегодня у нас какое государство?

— Давайте сначала определимся с понятием «гражданское общество». Я думаю, это общество, где есть правила и традиции, объединяющие граждан, вне зависимости от того, как ведет себя государство. Кстати, очень интересный пример: в Японии живет 126 млн. человек, на них — 15 тысяч юристов. В США – совсем другая картина. Там в среднем один юрист на 15 человек. Что это значит? Чем крепче традиции, чем больше негласных правил в обществе, определяющих взаимоотношения между людьми, тем меньше потребность во вмешательстве государства в дела общества.

 

Граница по канту

— НО Украина – большая страна и традиции здесь совершенно разные. Достаточно сравнить жизнь людей на Западе и Востоке страны.

—   Как-то в разговоре у меня неожиданно родился образ лоскутного одеяла. Он как нельзя лучше подходит к Украине. Наша страна – очень красивое одеяло, его можно сравнить с   произведением искусства. Оно сшито из совершенно разных тканей, но объединяет его кант – он всегда есть у лоскутного одеяла.

— Но тогда почему это государство до сих пор не развалилось?

—  В лоскутном одеяле все его составляющие: шелк, войлок, лен – крепятся на основе, которая потом заворачивается в кант. Вот это нас и объединяет: земля и граница. Случай с Тузлой показал, что у нас наконец-то начал просыпаться патриотизм. Если посягательство на территорию показало наше единство — давайте честно признаем, что у нас время территориального патриотизма. И это начало рождения нации. Ведь сегодня в Украине нет цельной нации, поэтому у нас и не может быть национального государства. И общенациональной идеологии пока тоже не существует.

 

Сломанные березы

ОТКУДА же все это возьмется, на основе чего можно создать гражданское общество в нашей стране?

— Вот этой проблемой и занимается Фонд «Вече Украины». Вот вам еще один образ. В каждом регионе живут люди, выделяющиеся на среднем уровне своими способностями и талантом. Им тяжело, их головы постоянно торчат, им не с кем общаться и в поисках понимания они едут в столицу. Здесь средний уровень, безусловно, значительно выше, чем в регионе, но Киев торчащих голов вообще не приемлет. Поэтому человек начинает жить, согнувшись. Так все и стоят в позе сломанной березы.

— Что же делать?

— Наш Фонд – собирает вместе думающих людей: от студента до высокопоставленного чиновника. Мы находим в каждом регионе тех, кто «высунулся» и приглашаем их за круглый стол. Результат этих дискуссий – план развития страны, который ждет широкое общественное обсуждение. К сентябрю будет сформулирована  основа, а к маю следующего года выстроен сам план. Мы намерены выйти с ним на выборы 2006 года в качестве новой политической силы. Я рассматриваю этот проект в двадцатилетней перспективе, надеюсь, когда мне будет 64 я смогу  сказать: я сделала то, что хотела.

 

Власть как служба быта

— И все-таки, что же такое идеальное гражданское общество?

Это общество, в котором государство является большой прачечной, службой быта, которой граждане платят за определенные услуги, облегчающие их жизнь. Самое счастливое общество — то, в котором 80% населения не могут назвать имен ни президента, ни  премьер-министра. Это значит, что чиновники выполняют свою работу тихо, спокойно, грамотно и правильно.

— Ваши попытки растолкать общество напоминают партизанское движение, разрабатывающее план спасения страны.

— Почему спасения? Украина сегодня – это нормальный подросток 14-16 лет с соответствующими проблемами. Как нормальные родители мы просто ищем пространство для его развития. «Вече» может предложить одно из таких полей для развития страны. Появятся другие проекты – шансов на приближение нормальных перспектив станет больше.

— Может быть, это никому и не нужно кроме вас? Разве бюрократическая система заинтересована в развитии Украины?

— Заинтересована: чем лучше развивается экономика – тем выше взятки. Шутка. А если серьезно, то сегодняшняя власть — это настоящее болото, живущее по собственным законам. Новые люди оттуда бегут, если не успеют — их засасывает. Именно поэтому сегодня остро необходима административная реформа. Она должна начинаться с пересмотра набора услуг и качества услуг, оказываемых на каждом уровне власти. Это приведет к четкому распределению компетенций и ответственности, а затем и к качественным переменам  в составе государственного менеджмента.

 

Дорогой Иван Иванович

Кто же сможет провести административную реформу?

— Проводить ее может только парламент, поэтому наша задача начать реальную смену политических элит на выборах 2006 года. Нет смысла надеяться, что после выборов президента что-то изменится. Я уверена, что президент Кучма будет еще несколько лет восприниматься как светлое пятно по сравнению с тем, кто его сменит. Давайте отбросим иллюзии. Если мы не будем менять отношение людей к собственной жизни и собственной стране, наверху ничего меняться не будет. Власть всегда заинтересована только в собственном укреплении. Поэтому главная задача административно-территориальной реформы состоит в том, что гражданину должно быть комфортно, удобно жить в своей стране. Кстати, 12 июня Фонд «Вече Украины» проведет в Одессе конференцию под названием «Как сделать страну удобной», а в скобках — вопросы административной и административно-территориальной реформы.

— И как же сделать страну удобной?

— Сейчас подход к административной реформе строится на простом кадровом перемещении. Но этим ничего не решить. Административную реформу можно провести, создав отдельный орган, со специальным статусом, которому от всех министерств и ведомств передадут все, что касается проведения админреформы. При этом он должен иметь временный статус — на срок проведения реформы. Результат админреформы – люди должны перестать чувствовать власть в с ежедневной жизни. Для каждой ветви власти должны быть определены полномочия и перечень оказываемых ею услуг. Сегодня более неэффективного собственника или управленца, чем государство, невозможно себе представить. Кстати, это объективно подталкивает людей уходить от уплаты налогов.

— Да, но при этом они нарушают закон.

— А если закон абсурден? И вообще, что такое закон? Это правила, удобные для большинства людей. С этой точки зрения закон Украины не удобен никому. Нет ни одной социальной группы, которой было бы удобно жить в рамках закона. И в первую очередь – чиновникам. Мы расплачиваемся за то, что не перекрыли доступ к власти старым кадрам. Они сохраняют привычную идеологию: вы – быдло, а я – власть. Отсюда и проблемы. Между прочим, одна из составляющих административной реформы – дорогой бюрократ. Дешевый чиновник стране стоит в тысячу раз больше, чем дорогой. Пока мы этого не поняли, единственный способ для народа нормально существовать – это вообще не обращать внимания на власть и жить по своим законам.

 

«Аргументы и факты в Украине», Анна Нестерова