Кьелл НОРДСТРЕМ,
профессор Стокгольмской школы экономики, входит в состав советов директоров нескольких шведских и американских компаний. Он является консультантом таких известных транснациональных компаний, как Pharmacia, Ericsson, Volvo, Gambro, Procordia и Cardo. После того как в 1999 году появилась написанная им в соавторстве с профессором Йонасом Риддерстрале книга «Бизнес в стиле фанк» (Funky Business), авторов бестселлера, переведённого на 25 языков мира, стали считать глашатаями «новой экономики». В 2003 году Нордстрем и Риддерстрале написали «Караоке капитализма» — произведение, которое также претендует на роль бестселлера.
Сказать, что Кьелл Нордстрем эксцентричен, — мало. Он крайне экстравагантен. Его фамилию очень трудно произносить с приставкой профессор. Скорее, Нордстрем похож на одного из персонажей «Матрицы». Его долговязая фигура, завёрнутая во всё чёрное, бритая голова и длинные пальцы, унизанные массивными кольцами, завораживают. Гуру «новой экономики» действительно умеет «управлять аудиторией». Что он в очередной раз и доказал, прочитав лекцию перед 500-ми представителями отечественного бизнеса. Их встреча с автором «Бизнеса в стиле фанк» стала возможной в рамках «Всеукраинского бизнес-форума», состоявшегося благодаря инициативе Инны Богословской, возглавляющей «Вече Украины» — одного из организаторов мероприятия. Банкиры и бизнесмены, политики и журналисты затаив дыхание слушали речь Нордстрема, прерывая её то смехом, то аплодисментами. А количество вопросов по завершении выступления окончательно убедило лектора в том, что его слова упали на благодатную почву. Пожалуй, именно в Украине неолиберальные идеи шведского профессора могут быть быстрее всего воплощены в жизнь — ведь строить на пустом месте гораздо легче, чем перестраивать.
«Профиль»: Вы впервые в Украине. Чем вас заинтересовала наша страна?
Кьелл Нордстрем: У меня много причин назвать этот визит в Украину особенным. Вы относитесь к той части мира, которая имеет, мягко говоря, очень специфическое отношение к Карлу Марксу. Одна из идей, которую я с собой привёз, касается того, что в начале 90-х годов Восточная Европа и страны СССР прошли через революционные преобразования. Примерно в это же время бизнес-структуры на Западе также ощутили на себе революционные изменения. Столкновение таких двух мощных импульсов способно породить новые процессы, поэтому мне очень интересно наблюдать за тем, что здесь происходит.
«П.»: В чём вы видите суть изменений западного бизнеса?
К.Н.: С начала 90-х годов американские, европейские и азиатские компании начали понимать, что настоящей ценностью являются не активы в банках, не строения или оборудование, а то, чем владеем мы с вами — человеческий мозг. Компьютеры? Кто угодно может купить их. Оборудование? Рынок предлагает тысячи и тысячи наименований. И разница между успешными компаниями и теми, кто вёл свой бизнес неудачно, оказалась в человеческом факторе.
Звукозаписывающая компания, которая заработала кучу денег, сделала это не благодаря своему уникальному оборудованию, а благодаря уникальному человеку — певице Мадонне. Не оборудование, не здания, не финансы помогли никому не известной ещё 10 лет назад маленькой финской фирме Nokia стать мировым гигантом. Это сделали мужчины и женщины, которые вложили свои знания, свои идеи в разработку программного обеспечения, маркетинг, рекламу и другие нематериальные вещи.
Самые успешные компании сегодня зависят от интеллекта нескольких. Если 10 ключевых персон уйдут, например, из Microsoft, компания разорится.
«П.»: Как вы относитесь к процессам глобализации?
К.Н.: Я не уверен, что мне самому нравится это слово, но мы вынуждены его использовать. Глобализация как термин имеет несколько мистический характер. А для некоторых людей она символизирует чуть ли не мировое зло. Для меня глобализация не несёт в себе ничего магического и ничего отрицательного. Глобализация — это, пожалуй, лучшее из того, что произошло с человечеством за последние 200 лет. Я рассматриваю глобализацию как процесс объединения людей для сотрудничества. И мы на этой стадии должны научиться преодолевать границы.
Я думаю, что украинцы тоже ощутили на себе этот дух сотрудничества. Раньше у вас не было такой возможности взаимодействовать с остальной частью мира. Сейчас украинские фирмы работают со своими коллегами из Европы, Азии, Америки — как в науке, так и в производстве.
«П.»: С момента выхода вашей книги «Бизнес в стиле фанк» прошло пять лет. Какие изменения вы внесли бы в описание компании, которая строит свой бизнес по-новому?
К.Н.: Никаких. В книге мы описывали общество, как мы его видим, и излагали свои идеи о том, как нужно управлять компанией в этих условиях. Мне и сейчас нравится, как мы это сделали. Но я не удовлетворён тем, как мы описали окружающую среду, в которой работает бизнес. Должен признаться, мы недооценили некоторые факторы, о которых писали. Это касается силы международных финансовых рынков, фактора Усамы бен Ладена, процессов глобализации терроризма и так далее.
Но, честно говоря, я помню, как мы мыслили в то время. Мы не осмелились пойти дальше, так как боялись, что нас примут за сумасшедших. Поэтому мы намеренно сводили некоторые факторы к норме, а не заостряли их.
«П.»: В вашей книге «Бизнес в стиле фанк» Восточной Европе посвящена лишь одна страница. Значит ли это, что вы недооценили фактор этого региона?
К.Н.: Пять лет назад многое выглядело иначе. Но я должен признать, что мы действительно недооценили, с какой скоростью будет развиваться эта часть мира. Никто этого не ожидал. Может быть, я вовсе не так хорошо знаю Восточную Европу, но есть одна вещь, которую я знаю абсолютно точно. Здесь был огромный социальный эксперимент, может быть, самый большой за всю историю человечества. Он начался в 1917 году и сейчас остановлен. Вы вошли в мировое сообщество, имея абсолютно другие традиции, другое образование. Это не хорошо и не плохо — это просто случилось.
Чтобы быть с вами абсолютно искренним, я скажу, что Европа сегодня слишком структурирована. Возможно, есть страны, в которых структурированность общества находится на очень низком уровне — это тоже плохо. Но европейская забюрократизированность является тормозом для движения вперёд. Принимать новые идеи, запускать новые проекты в Европе очень сложно. А эта часть континента, где мы с вами сейчас находимся, имеет все шансы избежать этих проблем. Мы наблюдаем здесь стремительное развитие — и это очень здорово.
«П.»: На чём строится ваша уверенность в позитивном будущем Украины?
К.Н.: Может быть, вы мне не поверите, но мы сейчас находимся в Калифорнии. Это европейская Калифорния, как я её вижу. Как один южный штат изменил США, так вы измените Европу. Вспомним, Калифорния была диким, неосвоенным местом, но всё лучшее, что сегодня имеет Америка, происходит оттуда. Все важные институты в то время были сконцентрированы на востоке — в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Вашингтоне. В Калифорнии не было ничего. А сегодня только один штат Калифорния по промышленному потенциалу находится на 5-м месте в мире среди других стран! Там сконцентрировано всё самое передовое, что есть в США, все новые идеи приходят из Калифорнии.
И если в Европе и есть похожее место, то именно в нём мы сейчас находимся. Кому-то может показаться, что здесь сейчас хаос, но именно столкновение хаоса и порядка способно родить новые идеи. Когда я нахожусь в этой части Европы, то ощущаю этот сигнал, этот мощный импульс преобразований. У вас огромная энергетика и желание улучшить свою жизнь. И так будет и дальше.
«П.»: Несмотря на то что вашей теории уже несколько лет, большинство товаров в мире производится фирмами, организованными по-старому. Не значит ли это, что идеи «фанки-бизнеса» появились преждевременно?
К.Н.: Возможно. Я даже надеюсь, что это так. Но давайте посмотрим, что происходит, например, с мировыми гигантами, такими, как Сименс или Кока-Кола, которые существуют уже более 100 лет и являются чрезмерно большими. Они меняют свои брэнды, тактику продвижения товаров на рынке и, конечно, изменяются сами. Снаружи это не так заметно, но внутри компаний происходят изменения. Вот только осуществляются они не революционно, а эволюционно. И тот факт, что огромные компании существуют до сих пор, — лучшее свидетельство того, что они меняются, приспосабливаются к новому миру. В мире бизнеса нет ничего такого, что было бы правильным навсегда. Есть только то, что правильно сейчас, в этот момент. Завтра это может быть уже неактуальным. Но взамен старых всегда приходят новые решения.
«П.»: Так что же такое, по-вашему, капитализм?
К.Н.: И я, и мой коллега Йонас Риддерстрале (соавтор книги «Бизнес в стиле фанк». — Ред.) доказывали, доказываем и будем доказывать, что рыночная экономика не является идеологией. Это просто механизм, который имеет чудесные инструменты для того, чтобы определить, что является эффективным, а что нет. Это универсальный способ, помогающий разобраться, какие бизнесы, какие компании могут приносить прибыль, а какие нет. Это очень просто. И очень эффективно.
«П.»: В книге вы пишете о мотивации сотрудников компании. Этот фактор можно использовать в обществе, где наблюдается перепроизводство, и всё время создаются новые стимулы для потребления. А как быть менеджерам украинской фирмы, которые сталкиваются с низкой мотивацией своих сотрудников?
К.Н.: Мы должны помнить, откуда вы пришли. В советском обществе компании не пытались заинтересовать людей. Была плановая экономика и плановое распределение. Депрессивный ответ на ваш вопрос — очень много лет должно пройти, пока слабо мотивированные люди уйдут из ваших организаций и на их место придут новые — молодые и амбициозные. Нет такого инструмента, который бы превратил людей, готовых довольствоваться малым, людей, которых ничего не интересует, в разносторонние творческие личности с высоким уровнем мотивации. Сами люди должны захотеть нового — их невозможно заставить или научить этому. То есть простым изменением обстоятельств дела не решить — люди должны измениться сами, и в этом весь фокус.
«П.»: И последний вопрос: почему вы всегда носите чёрное?
К.Н.: На это может быть два ответа. Первый — мне так нравится. Но это ещё не всё. Второй ответ длиннее. Чёрный цвет невероятно практичен. Вы можете не обращать внимания на цвет деталей одежды, на их сочетание с другими цветами. Оделся во все чёрное и пошёл!
«П.»: Но таким образом вы противоречите собственной теории. Выбрав чёрное, вы страхуете себя от необходимости каждый день принимать новое решение?
К.Н.: Наоборот, это произошло в результате перебора максимального количества вариантов. Даже сейчас я могу принимать очень много вариантов решений по одежде, пусть даже только в чёрном цвете. Ограничение в одном параметре не означает ограничения во всём. Вы не можете быть открытыми во всех направлениях — тогда энергия будет распыляться. А её нужно сконцентрировать для достижения лучшего результата.
Журнал «Профиль», Тагир Имангулов.