Кьелл Нордстрем – личность в стиле фанк

03.03.2004

В 90-е годы Финляндия потеряла 30% экспорта, 25% работающих «сели на пособие». Тогда фирма «Нокиа» изготавливала туалетную бумагу и резиновые сапоги. Сегодня — контролирует 50% экспорта мобильных телефонов в мире! Хаос вырастил Гомункулуса.

Funk — направление в музыке soul с акцентированной ритмичностью. Однако, авторы книги «Бизнес в стиле фанк» Нордстрем и Риддерстрале использовали понятие «фанк» в расширенном значении: «Это нечто не вполне приличное, выходящее за рамки».

27-28 февраля в Киеве проходил Всеукраинский Бизнес-Форум «Новая философия бизнеса». В рамках мероприятия Украину посетил Кьелл Нордстрем с одноименной лекцией. Президент фонда «Вече Украины», организовавший мероприятие, Инна Богословская считает, что Украина нуждается в нестандартном пути развития для того, чтобы выжить в конкурентной борьбе в эпоху глобализации. Более нестандартного лектора, чем Кьелл, тяжело было даже представить…

Автор нашумевшего бестселлера и «родитель» идеи «Бизнес в стиле фанк» (Стокгольмская школа бизнеса) без преувеличения – звезда. Он разъезжает по всему миру с лекциями и будоражит умы бизнес-менеджеров и владельцев брэндов, которые хотят выделиться из бесконечной череды похожих стилей, технологий и маркетинговых ходов, он – автор прорывных стратегий многих успешных мировых брэендов . Не знаю, удалось ли взбудоражиться тем, кто его слушал у нас, если он при этом не знал английского языка, так как даже безупречный синхрон не мог передать все нюансы речи Кьелла, однако даже если бы он говорил на зулусском – личное обаяние проявилось бы и в этом случае.

Прежде, чем рассказать о тех идеях, которые он исповедует, мне хотелось бы вспомнить один эпизод из жизни. Несколько лет тому назад один народный депутат прошлой каденции, выбиравшийся по мажоритарному округу в Киеве с использованием нетрадиционных способов привлечения электората, и все равно проигравший, рассказал мне о книге «Бизнес в стиле фанк». В то время дела у него шли из рук вон плохо – политика оказалась закрыта, собственный бизнес за время его депутатских демаршей развалился. Как говорится, ни денег, ни славы! Однако наш «фанк-политик» погрустив немного, и напитавшись идеями Кьелла, забросил политику к чертовой матери и стал заниматься бизнесом. Согласитесь, 2000-й это вам не 90-й, найти свою нишу, да еще и в торговле недвижимостью, да еще и в центре Киева… Нет, говорить, что это заслуга Нордстрема нельзя, но я вас уверяю, башню он крутит – не балуйся.

Кстати, о методиках. Одна дама из зала (это уже про лекцию) спросила – как организовать постоянный приток инновационных творческих идей в свой бизнес. Все долго смеялись, а Кьелл ответил: «начните с того, что купите журнал, который вы никогда бы не купили. Например, о татуировках, или о рэпэ, или еще что-то такое. Я вас уверяю – это расширит границы вашего сознания». Вообще приток творческих идей это как раз тот случай, когда «офисный стиль» не работает. «Я знаю один очень успешный банк в Германии, — продолжает Кьелл, — который вот уже пять лет держится первым в рейтингах и не имеет…плана работы!»

На самом деле пересказать, как работают идеи Кьелла, невозможно – об этом лучше прочесть. И, тем не менее, меня не покидает одна мысль – на самом деле любая прорывная методика опирается, прежде всего, на личность ее автора и работает только на этой энергетике. Вывод – наплевать на все методики и разрабатывать собственную, критерий только один – работает или нет. Как тот немецкий банк, без плана – они просто периодически сверяют показатели своей работы с конкурентами такой же степени веса, и все! Нет никаких рамок, ограничений, планов. «Жизнь, — говорит Кьелл, — меняется ежесекундно, вы знаете, что с вами будет через неделю?» Тогда о каких планах идет речь?! Да, автор фанк-бизнеса четко разделяет творческий характер позиционирования вашей идеи, и рациональные механизмы ее внедрения, но успех, по его мнению, приходит только к тем, кто меняется, кто чувствует себя комфортно без руля и без, простите, крыши, в хаосе.

Из хаоса рождаются звезды! Пример, приведенный Кьеллом. В 90-е годы при развале Союза Финляндия потеряла 30% экспорта, 25% работающих сели на пособие. В это время фирма «Нокиа» изготавливала …туалетную бумагу и резиновые сапоги. Сегодня она контролирует 50% экспорта мобильных телефонов в мире! Хаос оказался тем питательным бульоном в «чашке Петри» финской экономики, который вырастил Гомункулуса.

Этот хороший принцип – радоваться переменам, для Украины – именно то, что надо. Мы сидим на пороховой бочке, все работы – временные, хаоса – хоть отбавляй. Кстати, Нордстрем сравнивает Украину с Калифорнией и вообще безумно рад, что он к нам приехал, хотя из-за тумана в Киеве «ему плохо видно». Почему Калифорния? В 70-е годы эта часть Америки была самой отсталой и не предсказуемой в США, некий балласт, который тянул вниз «экономические показатели» страны. Позже из этого хаоса родились звезды – силиконовая долина, открытия, инновации. Правил нет, свобода и как результат – творчество. Кьелл считает, что такая же судьба может ожидать и Украину, пока для Европы являющуюся балластом. Нужна только «фишка»…

Такой «фишкой» в бизнесе для Нордстрема служит привлекательность, в английском языке привлекательность и сексуальность почти синонимы. Он считает, что эпоха технологий, когда они есть у всех, эпоха маркетинга, когда есть отработанный механизм – только отправная точка бизнеса. Дальше идет главный козырь – человеческий фактор. Бизнес, который строится только на желании заработать денег, провальный, всегда надо помнить, что строит его человек и для человека. Чем ваш бизнес помогает человеку, какой это человек, как в этом выражается ваша индивидуальность?

На самом деле, как бы ни сумбурно это звучало, такая методика работает. Пример, фирма Икеа. Которая воспользовавшись принципом Кьелла, поменяла местами то, что в бизнесе находится внутри с тем, что находится снаружи. Объяснить это тяжело. Однако, представьте себе конструкцию из детских кубиков – пирамидку, Нордстрем предлагает разобрать ее и собрать заново – из тех же кубиков, но в другом формате.

Все это на самом деле замечательно, но, возвращаясь к личностям и методикам, вопрос стоит только в одном – нам нужны кьеллы. Нет, я ничего не могу сказать плохого о творческом потенциале нашего бизнеса. Боже упаси, вот Инна Германовна привезла Нордстрема и это уже свидетельствует о ее открытости всему новому и свежему. Тем не менее, среднестатистическому нашему топ-менеджеру для того, чтобы стать Кьеллом нужна: непосредственность (не путать с бескультурьем), высокий уровень профессионализма, стильность, как некая квинтэссенция индивидуальности. Это нужно объяснить.

Стильность – качество, хорошо выраженное в одежде и манере поведения. Все бизнесмены одеваются приблизительно одинаково, есть четко отработанный офисный стиль – костюмы, галстуки, черный низ белый верх. Если вы считает, что это самое главное для успеха, расслабьтесь и идите работать в Кабмин или обладминистрацию. Нордстрем так же был в приличном костюме но, совершенно неповторимом, который стильно сидел только на нем, на другом человеке это было бы нелепо. У каждого из нас есть такой ЕГО костюм, в котором мы — это мы, в котором нам хорошо и мы живем, а не копируем своего шефа. Надеть такой костюм в какой-то степени вызов. Но, тут, внимание, речь идет о выборе. Либо вы – один из многих, которые очень нужны и важны, либо, если вы хотите взлета, успеха и прорыва, вы – это только вы и никто другой.

Иными словами, есть две категории людей – те, что подчиняются правилам и те, кто их устанавливает для себя и следует фарватеру. Обществу нужны и те, и эти. Если вы хотите быть неповторимым, готовьтесь к схватке – за свой стиль, за свой брэнд и за свои будущие успехи.

В природе успешно только то, что привлекательно и естественно. Павлинихи балдеют от павлинов с пышными хвостами, яркими и неординарными, но встретят с недоумением самца с оленьими рогами. Кьелл считает, что в этом плане различий в природе и бизнесе нет, он считает, что у каждого человека есть такой «хвост» — это его личное обаяние. Кстати, «хвосту» Нордстрема может позавидовать любой павлин, настолько он привлекателен (читай, сексуален и неординарен), не в голивудско-сладком, а в самом хорошем смысле этого слова.

Нужно вам это или нет – проблема личного выбора, потому что необычным быть тяжело, еще тяжелее быть собой, но для прорыва другого рецепта не придумали.

Интернет издание «Академия власти», Наталья Ревская.