ГУРУ в стиле фанк

03.03.2004

«Друг наших друзей недавно купил машину и обзвонил все страховые компании в Скандинавии, чтобы узнать, что они ему могут предложить. Абсолютно искренне он признался, что отбыл срок, выпивает по бутылке водки каждый божий день и не ложится спать, не запалив «косячок «. К его удивлению, ни одна из компаний не связалась с ним. Вот тогда у нас и возникла прекрасная идея — страховая компания для алкоголиков, наркоманов и отсидевших срок.»

Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале.
Бизнес в стиле фанк

Досье БИЗНЕСа
КЬЕЛЛ НОРДСТРЕМ – профессор Стокгольмской школы экономики (Швеция). Член совета директоров нескольких компаний, бизнес-консультант. Автор бестселлеров: «Бизнес в стиле фанк: капитал пляшет под дудку таланта» (1999 г.), «Караоке-капитализм» (2003 г.).

 

ПРЕДЫСТОРИЯ

Известный философ Мамардашвили в свое время писал: «Мы живем в пространстве, в котором накоплена чудовищная масса отходов производства мысли и языка». Современный человек постоянно подвергается информаци­онным атакам, и в общей мусорной куче дос­таточно сложно отыскать жемчужное зерно. Поэтому любое произведение, чем-либо отли­чающееся от привычных образцов, сразу же привлекает внимание общественности.

В 1999 г., на пороге интернетовской IT-революции, манифестом так называемой новой экономики стал управленческий бестселлер Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк». Авторы определили его жанр как «путеводитель по нашему времени не­определенности». По их мнению, в эпоху пере­мен время сжимается (ускорение), пространст­во растягивается (глобализация), а бизнес-ре­альность напоминает нескончаемую бессюжет­ную импровизационную постановку. В этих ус­ловиях успешной может быть только компания (некая условная Funky Inc.), которая:

  • представляет собой своего рода «фабрику грез», конкурируя на основе воображения,вдохновения, неповторимости и ини­циативности;
  • делает ставку на носителей уникаль­ных знаний (компетентов), которые обладают ключами к конкурентоспо­собности бизнеса и могут преспокойненько унести их с собой. Интригующая «затравка» плюс нестан­дартная   манера изложения вызвали в бизнес-среде, истосковавшейся по све­жей идее, интерес к новой книге. Росту популярности произведения способство­вал легкий оттенок скандальности: авто­ры активно «наезжали» на капитализм и пели осанну марксизму вместе с идеоло­гическими течениями-сателлитами.

 СОБЫТИЕ

27 февраля 2004 г. г-н Нордстрем по приглашению Фонда «Вече Украины» (президент — небезызвестная Инна Богословская, экс-глава Госпредпринима­тельства) принял участие во Всеукраинском бизнес-форуме «Новая философия бизне­са» — провел лекцию-семинар и пресс-конфе­ренцию.

Основные мысли вступительного спича Кьелла Нордстрема свелись к самоцитирова­нию и реверансам в адрес страны пребывания. Оживление в аудитории вызвали разве что три тезиса:

  • Украина интересна ученому, в первую очередь, своим «особым» отношением к Марксу (врагу не пожелаешь такую страновую специфику. Ред.);
  • пространство от Балтийского до Черного моря играет в Европе ту же роль, что в свое время Калифорния в США: некогда «злая» территория, превратившаяся впос­ледствии в точку роста (блажен, кто веру­ет. — Ред.);
  • прозрачность (бизнеса, страны) — лучшая гарантия от злоупотреблений (весьма ак­туально в преддверии выборов. Ред.).

Ответы Кьелла Нордстрема на вопросы жур­налистов также оставили странноватое пос­левкусие.

— В 2001 г. вы писали: «Восточные европей­цы еще голодны». Насколько это мешает или помогает восприятию философии фанк?

— Я не думаю, что тот факт, что людям нечего есть, мешает идеологии фанк. (??? — Ред.).

  Вы пишете: «Капитализм имеет свою цену». Какова, по-вашему, эта цена?

—  Я и мой коллега доказываем, что ры­ночная экономика не была и не является идеологией. Механизм рыночной экономики   имеет   прекрасные   инструменты, чтобы определить, что является эффектив­ным, а что неэффективным (??? — Ред.).

  «Фанки-бизнес» — это рациональный взгляд экономиста или иррациональный взгляд человека, который по-другому мыс­лит и по-другому чувствует?

— Как экономика, так и бизнес частично являются наукой, а частично — искусст­вом. Когда мы создаем знания, всегда при­сутствует субъективный фактор. В области инноваций разнообразие — положитель­ный фактор. Бюрократия же представляет собой плохой фактор (??? — Ред.)

Журнал «Бизнес», Татьяна Лагода, Елена Деревянко.