«Друг наших друзей недавно купил машину и обзвонил все страховые компании в Скандинавии, чтобы узнать, что они ему могут предложить. Абсолютно искренне он признался, что отбыл срок, выпивает по бутылке водки каждый божий день и не ложится спать, не запалив «косячок «. К его удивлению, ни одна из компаний не связалась с ним. Вот тогда у нас и возникла прекрасная идея — страховая компания для алкоголиков, наркоманов и отсидевших срок.»
Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале.
Бизнес в стиле фанк
Досье БИЗНЕСа
КЬЕЛЛ НОРДСТРЕМ – профессор Стокгольмской школы экономики (Швеция). Член совета директоров нескольких компаний, бизнес-консультант. Автор бестселлеров: «Бизнес в стиле фанк: капитал пляшет под дудку таланта» (1999 г.), «Караоке-капитализм» (2003 г.).
ПРЕДЫСТОРИЯ
Известный философ Мамардашвили в свое время писал: «Мы живем в пространстве, в котором накоплена чудовищная масса отходов производства мысли и языка». Современный человек постоянно подвергается информационным атакам, и в общей мусорной куче достаточно сложно отыскать жемчужное зерно. Поэтому любое произведение, чем-либо отличающееся от привычных образцов, сразу же привлекает внимание общественности.
В 1999 г., на пороге интернетовской IT-революции, манифестом так называемой новой экономики стал управленческий бестселлер Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк». Авторы определили его жанр как «путеводитель по нашему времени неопределенности». По их мнению, в эпоху перемен время сжимается (ускорение), пространство растягивается (глобализация), а бизнес-реальность напоминает нескончаемую бессюжетную импровизационную постановку. В этих условиях успешной может быть только компания (некая условная Funky Inc.), которая:
- представляет собой своего рода «фабрику грез», конкурируя на основе воображения,вдохновения, неповторимости и инициативности;
- делает ставку на носителей уникальных знаний (компетентов), которые обладают ключами к конкурентоспособности бизнеса и могут преспокойненько унести их с собой. Интригующая «затравка» плюс нестандартная манера изложения вызвали в бизнес-среде, истосковавшейся по свежей идее, интерес к новой книге. Росту популярности произведения способствовал легкий оттенок скандальности: авторы активно «наезжали» на капитализм и пели осанну марксизму вместе с идеологическими течениями-сателлитами.
СОБЫТИЕ
27 февраля 2004 г. г-н Нордстрем по приглашению Фонда «Вече Украины» (президент — небезызвестная Инна Богословская, экс-глава Госпредпринимательства) принял участие во Всеукраинском бизнес-форуме «Новая философия бизнеса» — провел лекцию-семинар и пресс-конференцию.
Основные мысли вступительного спича Кьелла Нордстрема свелись к самоцитированию и реверансам в адрес страны пребывания. Оживление в аудитории вызвали разве что три тезиса:
- Украина интересна ученому, в первую очередь, своим «особым» отношением к Марксу (врагу не пожелаешь такую страновую специфику. — Ред.);
- пространство от Балтийского до Черного моря играет в Европе ту же роль, что в свое время Калифорния в США: некогда «злая» территория, превратившаяся впоследствии в точку роста (блажен, кто верует. — Ред.);
- прозрачность (бизнеса, страны) — лучшая гарантия от злоупотреблений (весьма актуально в преддверии выборов. — Ред.).
Ответы Кьелла Нордстрема на вопросы журналистов также оставили странноватое послевкусие.
— В 2001 г. вы писали: «Восточные европейцы еще голодны». Насколько это мешает или помогает восприятию философии фанк?
— Я не думаю, что тот факт, что людям нечего есть, мешает идеологии фанк. (??? — Ред.).
— Вы пишете: «Капитализм имеет свою цену». Какова, по-вашему, эта цена?
— Я и мой коллега доказываем, что рыночная экономика не была и не является идеологией. Механизм рыночной экономики имеет прекрасные инструменты, чтобы определить, что является эффективным, а что неэффективным (??? — Ред.).
— «Фанки-бизнес» — это рациональный взгляд экономиста или иррациональный взгляд человека, который по-другому мыслит и по-другому чувствует?
— Как экономика, так и бизнес частично являются наукой, а частично — искусством. Когда мы создаем знания, всегда присутствует субъективный фактор. В области инноваций разнообразие — положительный фактор. Бюрократия же представляет собой плохой фактор (??? — Ред.)
Журнал «Бизнес», Татьяна Лагода, Елена Деревянко.