Луна с полной пригоршней звезд уже целый час сидела на подоконнике и пялилась желтым глазом на красивую женщину, по ее мнению явно заблудившуюся в этом отчаянно-чиновничьем кабинете. Неопределенного цвета стены, хранящие отпечатки чужих судеб, продырявленные гвоздями от прошлых картин, явно диссонировали с образом хозяйки, но та, похоже, не замечала их. Длинноволосая брюнетка склонялась над какими-то схемами и цифрами, что-то втолковывала людям, устало силившимся понять ее, кому-то звонила… Только в такое позднее время, когда большинство дам отдыхают, в крайнем случае, убирают со стола остатки ужина и отправляют детей спать, мы смогли встретиться с Инной Богословской. Но у нее другая игра.
- Инна Германовна Богословская родилась 5 августа 1960 года в Харькове. В 1982 году окончила Харьковский юридический институт. Адвокат. Первое дело выиграла в двадцать два года. Заслуженный юрист Украины. Народный депутат Верховной Рады. Член контрольной комиссии по вопросам приватизации. Председатель Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.
Вечер стих, уставши биться о штыки стальных оград.
Серж Кюри
Женщина, одержавшая слишком много побед на мужской территории, красивая, сексуальная, с прекрасным чувством юмора и гармоничным интеллектом. Спокойная, мудрая, сумевшая не приобрести лишних морщин и не превратиться в «лохмотья, бывшие некогда нежной плотью», как это случается обычно с дамами-политиками. Ушла, топнув на прощание ногой, юношеская категоричность, а внутри, как сказала Инна, все выгорело. Из пепла вылетела птица, хорошо знающая, на какую ветку сесть и какую спеть песню. Я слушала голос с карамельным оттенком, всматривалась в точеный профиль и думала о том, что за этой вкрадчивой мягкостью все равно должна скрываться другая Богословская. Например, львица, со вкусом раздирающая добычу (гороскопы иногда попадают в точку, а она чистый Лев), или акула, плавающая кругами и в один прекрасный момент с хрустом перекусывающая кому-то хребет. Иначе как она, красивая и умная, выживает?
Мы для порядка немного поговорили о работе, пока темнокрылая бабочка усталости не слетела с ее плеча. Вечер в жизни Инны Германовны — время особенное, чистое. В прямом и переносном смыслах. Когда наконец заканчивается суета, она, едва переступив порог дома, бежит в ванную смывать прожитый день. Набирает пенного кипятка и ныряет в него вместе с «садистской» мочалкой.
«Мой прадед жил в Сумгаите, и его флигель был обвит лианами с большими свисающими мочалками. Еще в детстве они покорили меня раз и навсегда. Их только нужно хорошо высушить, иначе будут преть; собственно, поэтому у нас мало качественных растительных мочалок. Мыться ими — фантастическое наслаждение, особенно в сочетании с пилингом.
Вообще ванна для меня — это нечто особенное, душ не люблю. Понимаю, что косметологи против горячей воды, но я купаюсь в очень горячей и получаю от этого невероятное удовольствие. Она приводит меня в нормальное состояние, даже если я смертельно устала. Моя дочка, видя это, всегда говорит: «О, мама опять из себя бульон варит». Мне же «кипяток» дает заряд энергии, а холод парализует. Такое впечатление, что внутри все сжимается: мозг, сердце, желудок. Я нуждаюсь в физическом тепле. В ванной буду лежать, пока не почувствую себя душистой, пушистой и чистой. Для меня очень важна чистота — тела, чувств, партнерских отношений…
Есть у меня и еще один «недостаток», как у Лаймы Вайкуле: я тоже умываюсь с мылом. Если не сделаю этого, то чувствую себя грязной донельзя. Каждый вечер хорошим куском основательно снимаю макияж, не пользуюсь никакими жидкими косметическими средствами. И ничего, старушкой не стала, выгляжу моложе своих лет, так что все нормально. Конечно, я предпочитаю хорошие кремы, сыворотки — для лица, век, губ, шеи. Сегодня люблю линию Clarins. Завтра — посмотрим».
Недавнее назначение Богословской главой Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства повлекло за собой постоянное киевское место жительства. Семья переезжать из Харькова напрочь отказалась. Не желают покидать органичное домашнее пространство, созданное Юрием, супругом Инны, известным дизайнером, и жить в другом городе в вечном ожидании.
Вообще, семья для Богословской — особый мир, далекий от традиционных представлений. И первый, и второй муж — Львы, как и она. А Львы могут уживаться в одной клетке, только если делят жизненное пространство, ибо это два абсолютных лидера. Им не подходит стандартная модель, когда, придя с работы, ужинают, смотрят телевизор, проверяют уроки у детей. У нее никогда не было такой семьи. Более того, она публично заявила, что узаконенный брак скоро станет архаизмом, поскольку регистрация отношений на протяжении многих столетий выполняла две функции: раздела или слияния капитала и социальной защиты. Сейчас в последних нет необходимости, и если два состоявшихся человека решают жить вместе, штамп им «до лампочки».
Ну а у самой госпожи Богословской киевские вечера без семьи тихи и коротки: книга или хороший фильм, сон. Желательно до восьми утра, потому что «сова» она глубокая. Если разбудить раньше, не огорчится, катастрофы не будет, но говорит, что тогда день не то чтобы не задастся, просто будет другим, сбивчивым и заканчивающимся, как правило, бессонницей.
Наутро, на рассвете, снова в путь –
Таков удел солдата
Поль Элюар
Обычно Инна встает в 7.30. Остается час, чтобы привести себя в порядок. Бывает, в выходной она залегает в «берлогу» и спит, сколько хочет, отключив средства связи с внешним миром. Но это в идеале, если на уикэнд не назначена встреча, не горит работа. Или если она смертельно устала, внутренний «компьютер» завис и требует немедленного перерыва. Просто так, со вкусом и пользой полениться не умеет мысли роятся, толкаются, мешают. Поэтому смотрит фильмы, которые их упорядочивают. Например, в минувший выходной это были «Воин» и «Юлий Цезарь». Ничего себе отдых!
Она редко просыпается в плохом настроении. Утро оживает вместе с музыкой. Инна признается, что последние два месяца «застряла» на Цезарии Эвора: «Певица сама гармоничная и мне дает ощущение абсолютной гармонии, хороший настрой, помогает начать день».
Кто бы мог подумать, что при сумасшедшей нагрузке Богословская никогда не взбадривается кофе. Не любит, и все. А зеленый чай с жасмином любит, но не увлекается. И, что мне уж совсем не понять, ей все равно, из какой чашки его пить.
«Я безразлична к быту, и если бы в социуме это считалось нормой, вполне возможно, что у меня в доме были бы только большая ванна и хорошая кровать, — все остальное меня практически не интересует. К предметам отношусь еще прохладнее. А когда в моей жизни появился Юра (очевидно, для равновесия он обязан был появиться), который, наоборот, культивирует вещественную красоту и создает невероятно приятные пространства, я научилась ценить комфорт.
Если надолго покидаю харьковский офис — а теперь уже появился и киевский, — сделанный Юрой, или дом, где муж создал все от начала до конца, то задыхаюсь, поскольку мне не хватает этой текучей волшебной
энергии, которая обволакивает, нежит. Когда мы стали жить вместе — это произошло в 1992 году, — мне открылась совершено другая, незнакомая среда. Хотя я по-прежнему могу работать в любом пространстве, хоть в поле, хоть в подвале, поскольку, когда работаю, становлюсь зомби и ничего вокруг не вижу. Мне даже все равно, во что я одета, как выгляжу».
Не верю последним словам, но пусть они останутся утренним кокетством. Завтракает Богословская странно, какой-то абсолютно холостяцкой едой: каша «Быстров» или омлет из двух яиц. Говорит, что до часу дня хватает. А уж обедать ее чуть ли не взашей выгоняет заботливая референт Надя: заказывает еду в кафе, оттуда потом звонят, предупреждают, что уже накрывают на стол. Инна Германовна выбегает, быстро что-то съедает и возвращается. При всем кажущемся безразличии к еде в меню должно значиться первое. Мясо ест редко, чаще гурманит в «мясных» странах. Например, в Венгрии или Испании. Острое и соленое — да. О сладком даже не говорить.
Вообще, с едой у Инны Германовны складываются неоднозначные взаимоотношения. Она очень любит готовить. Без экзотики и сложных рецептов, но вкусно и много, чтобы с несколькими сменами блюд. Украшательство оставляет кому-нибудь из художественно одаренных гостей, поскольку на это просто не хватает сил. В крайнем случае небрежно бросает на приготовленное блюдо пучок зелени или оливки, кусочек лимона, апельсина или фигурно нарезанные овощи.
«Первый раз я вышла замуж в восемнадцать лет и уже умела готовить практически все из основных блюд. Кроме блинов. А муж, как назло, их очень любил. Так я в течение двух или трех месяцев ежедневно, как только выдавалась свободная минутка, училась печь блины. И все подаренные на свадьбу деньги потратила исключительно на муку, яйца и масло. Научилась, хотя моя дочь жарит их лучше».
Утренний макияж не занимает много времени. Публичный человек должен быть узнаваем, поэтому кардинально менять образ не стоит. К тому же она привыкла со своей яркой внешностью обращаться по-особенному. Поскольку постоянно приходилось доказывать, что за фасадом есть еще и наполнение.
«Раньше у меня был комплекс. Я хотела спрятаться куда-нибудь, думала, что должна мимикрировать, чтобы со мной считались как со специалистом, личностью. Поэтому была очень сдержанна и в одежде, и в макияже. Но ведь, если хочется быть красавицей, можно быть ею всегда и везде. Один человек как-то сказал мне: «Инна, вы можете казаться совсем незаметной, а можете быть такой, что вас невозможно не заметить». Это правда, и такова особенность восточных людей, которые могут свернуть свою энергию, а могут развернуть. На самом деле мы реагируем не на внешнюю красоту, а на ту энергию, которую источает человек. Сказка о человеке-невидимке отчасти правдива. Можно овладеть искусством сворачивания энергии настолько, что станешь незаметным для окружающих. В противном случае ты светишься, и на тебя люди летят, как мотыльки на свет».
Маникюр-педикюр Инна Германовна всю жизнь делает сама, и у нее это выходит весьма профессионально — специально присматривалась. Волосы — роскошные, густые — тоже никому не доверяет. Так повелось с детства: стригла всех знакомых девчонок и мальчишек, подружек модницами делала и себя не обижала. Все перепробовала: и милый сэссон, и взрывную прическу а-ля Анджела Дэвис. Может, потому, что она не ходит в парикмахерские и к ее волосам не притрагиваются безразличные руки, у Инны и сохранилось такое богатство? Практически не позволяет она прикасаться и к коже, очень осторожно относится к массажу. Короче говоря, на приведение себя в порядок у госпожи Богословской незаметно ушел отведенный час времени.
Да, еще мы пропустили зарядку и спорт. Она бы с удовольствием поплавала утром, но не терпит бассейны, эти «лужи с хлоркой». А море обожает, и, если не поедет хоть раз в году, не наплавается вдоволь, далеко, долго, медленно и с удовольствием, то жизнь обретает другие, более тусклые краски. В остальное время Инна Германовна дает себе и тем, кто ее приглашает, к примеру, на корт, торжественное обещание начать. Завтра. Или послезавтра…
Вся жизнь – театр. И люди в нем – актеры.
Вильям Шекспир
Она не надевает на работу строгие английские костюмы и брюки, потому что знает правила игры. Женщина в мужской одежде в «мужском месте» (а политика и бизнес — это мужские сферы) обречена на проигрыш.
«У мужчин, безусловно, есть сильные стороны, как и у женщин. И нужно приумножать силу, которая у тебя есть. Иногда я с помощью одежды намеренно создаю ситуацию, которая заставляет людей реагировать на меня определенным образом. К примеру, в Верховной Раде я ходила в платьях от Готье, которые, казалось бы, совершенно непригодны для этого места. Но они давали мне возможность сразу позиционироваться так, как я хотела. Человек воистину должен быть, а не казаться. И я тогда почувствовала, что ни в кого не желаю превращаться, а хочу оставаться собой».
Женщине в сугубо мужском окружении сложно. Зачастую ей, вместо того чтобы спокойно работать, приходится доказывать, что, грубо говоря, она не верблюд и не обезьяна, которая металась, разрываясь между красивыми и умными. Сочетание красоты и ума в природе встречается не так уж редко, только очень страдает от мужского инфантильного шовинизма. Богословской тоже пришлось несладко. В юриспруденции она не сталкивалась с проблемой сексизма и в парламент шла, совершенно не подозревая, что придется доказывать свою способность быть на равных с мужчинами.
«Меня как-то спросили, почему женщины-политики постсоветского пространства такие агрессивные? Я не задумываясь ответила: женщине нужна такая сила, чтобы пробиться в эту сферу, что, добившись цели, она проявляет агрессию по инерции. Если вы заметили, я не ношу короткие юбки, хотя, в принципе, уже все доказала и могу спокойно ходить в чем угодно: отношение ко мне не изменится. Период активного сексуального ко мне интереса со стороны мужчин-политиков прошел, нам удалось наладить дружеские и профессиональные отношения.
Впрочем, в моей жизни были периоды, когда приходилось становиться мужчиной по функции. Да что там периоды, практически вся моя жизнь, мой бизнес построены на этом. Но женский и мужской стили руководства сильно отличаются. У мужчин всегда жесткая вертикаль, иерархичность. А у женщин — семейная модель управления. Это значит, что распределение ролей очень похоже на семейное. И как только женщина пытается «продавить» исконно мужскую модель, она проигрывает.
Когда-то я ушла из одной компании, и за мной — весь коллектив. Мы работали на дому, в двухкомнатной квартире, и я чувствовала себя танком, самолетом, подводной лодкой. Пока меня не встряхнул муж, который сказал, что переживает, как бы у меня не появились первичные мужские признаки. В моей жизни были периоды, когда я жила не так, в какой-то ложной системе координат. С годами появился внутренний барометр, я полагаюсь на свою интуицию и стараюсь достичь гармонии».
Когда-то я прочла замечательную фразу Богословской, что называется, в тему. «Подобно пантере Багире, я никогда не суечусь и не участвую в бесполезной игре».
Что касается удовольствий, есть у Инны Богословской, кроме музыки и театра, еще один, рискованный источник. Он часто пересыхает, и тогда (не знаешь, на время ли) умираешь от жажды. Пока не зазвенит вновь тонкой струйкой, чистой и долгожданной. Об этом источнике очень хорошо сказала Оксана Забужко. После смерти Соломин Павлычко у нее не получалось ни с кем полноценного диалога: «В лучшем случае я информирую о каких-то вещах, и меня слушают. Но я себя знаю, и нарциссического кайфа от собственного звучания не испытываю… Есть интеллектуалы, с которыми мне интересно говорить, но это не то. Нет того наложения волн, когда из диалога выходишь с ощущением, что ты выложился, но получил больше, чем дал…» Богословская получает удовольствие от общения с умными людьми. Неужели жизнь балует?
«Разные бывают периоды. Умных людей много, а вот ярких, заразительных личностей, после общения с которыми хочется жить, — мало. Конечно, далеко не каждый день и не каждый год встречаются в моей жизни такие люди. И когда их нет, наступает период щемящего вселенского одиночества, такого, что хочется выть: «Ну где же вы? Куда спрятались? Я же знаю, что вы есть…»
Впрочем, это было раньше. Книги и личное знакомство со знаменитым итальянским философом и психологом Антонио Менегетти многое изменили. Он объяснил мне, что обостренное чувство одиночества абсолютно нормально для человека, рожденного лидером, это неизбежность. Сегодня я по-другому отношусь к окружающим. Позитивно настроена, знаю, что могу взять от ситуации. И не злюсь, когда тот ли иной человек не выдает больше, чем может. Если ты хочешь от него чего-то еще, если для тебя важно общение с ним, то, будь добр, расплачивайся своим сердцем, душой, волей, временем, умом, силой. Не хочешь платить? Тогда оставь человека в покое, пусть он живет с Богом, как умеет, не трогай его».
Спасение от одиночества и жизненного трагифарса Богословская находит в театре. Нет, она не педантично посещает премьеры, а коллекционирует лучшее. Сегодня Инна Германовна — владелица единственного в постсоветском пространстве частного концертного зала в Харькове. Он рассчитан на двести человек, и каждый месяц в его стенах проходят благотворительные концерты лучших исполнителей мира. Политика — безвоздушное пространство. В искусстве можно надышаться.
Когда-то, будучи адвокатом, она и сама играла в Харьковском народном театре чтеца. Не костюмировано-декорированном, а интонационно-эмоциональном. Моноспектакли учили любить слово, понимать его, читать подтекст, передавать эмоции, красиво говорить и «не брать в рот всякую гадость». Кстати, бабушка с детства учила Инну «мыть рот с мылом», если с него неожиданно доносилось не очень хорошее слово.
Инна Богословская всегда была человеком цели, но, как сама она признается, никогда не ощущала эту цель. Умело пользовалась удивительно тонкой интуицией, даром пророческого видения завтрашнего дня. С двадцати двух лет выигрывала уголовные и административные дела, создавала успешные фирмы и организации. Начала заниматься консалтингом, когда другим это слово напоминало ругательство, и потому ее компания сейчас дает фору другим в несколько лет. Она из когорты тех, кто любит получать удовольствие от процесса. Когда-то давно Инна… клеила обои. Утром заходишь в серую комнату, а вечером выползаешь. Глядь — все сияет. Но на следующий день ей хотелось их опять переклеить…
«Я всегда знала, что поезд, пущенный мною, все равно доедет до конечной остановки, и становилось неинтересно. На последнем этапе отдавала проект в чьи-то руки, а сама запускала новый. Как сталкер, забрасывала гайку и шла вперед, не ища предыдущую. Забрасывала следующую, подхватывала мимоходом, опять бросала. А сейчас научилась еще и получать удовольствие от результата. Поняла, что нужно сделать маленькую паузу, чтобы осмыслить процесс и подготовиться к следующему броску. Я — сталкер. Училась и учусь жизни в одиночку. Мне никто не помогал. Смешно, когда начинают судить, «чья» я и «с кем». Я со всеми. В работе или жизни, но только независима от них».
Инна Германовна не любит киевские магазины, справедливо считая из хаотичными и некомпетентными в том, что касается качества товара и ассортимента. Ее модная Мекка – родной Харьков. Она любит одежду от Мюглера, Готье, Ферре. И есть магазины, куда она приходит не только оставить немалые деньги, но и пообщаться. А еще для нее важно, чтобы продавцы говорили правду. Конечно, бывает, приходишь в магазин в дурацком настроении или уставшая, когда, что называется, замылился глаз, а продавец врет тебе, что все та-а-ак великолепно сидит… Ты слепо покупаешь и только дома понимаешь, что это не так.
«В моем гардеробе есть несколько вещей, которые я выбрала в «недобрый» час. На порог такого магазина ногой не ступлю. Я уважаю и люблю профессионалов в любой сфере и терпеть не могу дилетантов. Часто вспоминаю сказку об Аленушке, которая в поисках братца пробегала мимо печки, яблоньки, речки и бескорыстно помогала им, не задумываясь, что получит взамен. Зато когда она нуждалась в помощи, ей платили тем же. В моей жизни были периоды, когда приходилось становиться Аленушкой. У каждого они могут быть…»
Вечер был. Капель из листьев…
Серж Кюри
Луна махнула на нас рукой и покатилась дальше, подсматривать за другими бессонными трудоголиками. От нее остался молочный свет, смешавшийся с отблесками фонарей. Ночная вспышка осветила кабинет, показавшийся мне еще более грустным, чем вначале. Двери нетерпеливо скрипели: кто-то что-то недоговорил… Темнокрылая бабочка вернулась и легонько коснулась лица Инны. Оно резко изменилось. Все-таки кто же она: львица? пантера? акула?
Женский журнал, Елена Кириченко