Интервью главы Комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Богословской И.Г.

04.11.2003

— Одно из агентств подсчитало, что Украина сейчас занимает 117 место в мире по степени экономической свободы. На Ваш взгляд, есть ли выход из сложившейся ситуации?

 

— Реальную экономическую свободу человеку обеспечивает экономически взвешенная и социально ориентированная регуляторная политика государства. Благодаря оптимальным регуляторным мерам, действия различных участников рынка внутренне согласовываются и направляются к общей цели. Истинная свобода в том, чтобы преследовать свои интересы, но, при этом, не ограничивать интересы другого члена сообщества. Четко разграничить пространство индивидуальной свободной экономической деятельности — в этом главная функция регуляторной политики демократического рыночного государства. Другой вопрос в том, что система государственного регулирования разделяется на различные сектора и уровни. Если созданы благоприятные регуляторные условия для экономической деятельности — это значит, что экономическая свобода институционально гарантирована.

 

В каждой стране и для малого, и для среднего, и для большого бизнеса действует единое бизнес-пространство. В то же время регуляторные условия, инструменты управления и влияния государства на различные уровни и масштабы бизнеса должны быть различными. Главные опоры бизнес-среды — это политическое отношение власти к бизнесу, набор различных регуляторных инструментов в виде финансово-кредитной, налоговой, таможенной политики, разрешительной и регистрационной систем, процедур легализации внешнеторговых отношений, а также преференции относительно национального производителя. Вот — главные составляющие, которыми государство создает условия для реальной экономической свободы человека. Эти базовые регуляторные инструменты пронизывают все уровни и сферы бизнеса. Пользуясь ими, государство может расставлять акценты, по-разному комбинируя инструменты административного регулирования.

 

Например, ставя перед собой стратегическую цель — развитие среднего класса, государство делает особый регуляторный уклон на развитие малого и среднего бизнеса, который является его экономической основой. В то же время, имеются различные системы инфраструктурного обеспечения развития. Например, если в государстве нет хороших путей сообщения, слишком дорого обходятся услуги системы телефонной связи, то от этого также страдает вся бизнес-среда. И, в частности, экономическая свобода каждого человека. Это же касается и системы государственного управления. Если государственная служба становится отдельным видом предпринимательской деятельности, а госслужащие фактически стают отдельным классом, владеющим собственными средствами производства и орудиями труда, то это также негативно влияет на развитие бизнеса и значительно уменьшает степень экономической свободы индивида.

 

По моему мнению, именно Госпредпринимательства является в Украине тем государственным органом, который способен — с помощью активной поддержки общественных организаций и широких слоев сознательной общественности — разрешить целый клубок проблемных вопросов и создать системные условия для реализации экономической свободы. Именно на это сегодня нацелена наша деятельность. Экономическая свобода является ценнейшим ресурсом, необходимым для общественного развития. К свободе, свободе самореализации стремится каждый человек, это едва ли не главное духовное свойство, характеризующее развитую человеческую личность. И это качество необходимо уважать, беречь и приумножать.   

 

— Известно ли Вам, что по сути изменит принятие Закона «Об основах государственной регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности?

 

— Закон Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности» принят парламентом 11 сентября этого года, опубликован и вступает в силу через три месяца после опубликования, то есть, 15 января будущего года. В данное время на Госпредпринимательства возложена разработка механизмов и методики его реализации. Этот закон, непременно, окажет разностороннее влияние на системное улучшение и демократизацию государственного управления. Благодаря этому закону, будет значительно ускорено формирование рыночной экономики и правового государства. Хочу обратить ваше внимание на то, что данный закон не только дает право конкретным предпримателям-практикам принимать участие в разработке и рассмотрении проектов государственных решений, но и обязывает органы государственной власти привлекать в сферу своей нормативной деятельности специалистов и представителей бизнес-среды. Это — очень важный путь, который приведет нас к более высокому уровню экономической свободы в Украине. Возможно, даже это — едва ли не магистральный путь. И обращаю внимание всех предпринимателей — изучите те права, которые дает вам этот закон, и пользуйтесь своими правами. Правовое государство — это не статичная система, а результат постоянных усилий каждого, столкновение и взаимодействие многих автономных, индивидуальных свобод. Поэтому будьте свободны в рамках закона — и вы будете свободны! Как ни странно, но это так. Такова природа свободы, за которую должен бороться каждый, в первую очередь, в самом себе, бороться за право состоятся как личность и быть, а не просто существовать.    

 

— Удается ли привлечь в Комитет бизнесменов, как это планировалось Вами?

 

— Решая кадровый вопрос, мы исходили из того, что предпринимателям-практикам хорошо известны вопросы, решение которых возложено на органы управления. Более того, они знают оптимальные способы решения этих вопросов, потому что прочувствовали всю проблематику развития бизнес-среды своим нутром. Как можно не использовать эти знания и опыт? Сегодня мы приглашаем на работу в Комитет специалистов-практиков в сфере бизнеса, обладающих аналитическими качествами, специалистов по вопросам инвестирования, микрофинансирования, налоговой политики, экономистов и юристов. В Германии, Австралии и других странах административные реформы прошли благодаря приходу в органы государственного управления высокопро­фе­ссиональных предпринимателей, осознавших, что они идут в государственную власть не за заработком, а для создания системных условий для развития бизнеса. Благодаря их знаниям и опыту реформировались экономические системы этих государств. После завершения административной реформы предприниматели снова вернулись в сферу бизнеса, а на их место пришли высококвалифицированные и высокооплачиваемые  госслужащие-управленцы. Мы также стремимся создать такую систему обновления кадров. На работу в Комитет уже пришли опытные предприниматели. 

 

— Какие перспективные направления деятельности Госпредпринимательства Вы можете выделить?

 

— Мы заинтересованы в сотрудничестве и постоянно проводим переговоры с представителями международных организаций, работающих в Украине. Их деятельность интересна с точки зрения привлечения средств на развитие региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства, реализации региональных программ развития малого бизнеса. Кроме того, для нас приоритетными являются несколько направлений — формирование команд бизнес-тренеров, которые будут активно работать в регионах, и развитие экспертной среды. Необходимо формировать разнопрофильные группы экспертов, которые смогут, объединяя теорию и практику, проводить высококвалифицированную экспертизу проблемных вопросов в сфере хозяйственной деятельности и разрабатывать качественные и адекватные методы их решения. Эти экспертные группы должны вплотную взаимодействовать с органами государственной власти и с бизнес-средой. Для финансирования работы таких групп необходимо привлечь средства международных доноров. В то же время, сами предприниматели должны понять, что им необходимо вкладывать свои средства в развитие системы таких экспертно-консалтинговых услуг. Эта система поможет им аргументировано отстаивать свои интересы и разрабатывать альтернативные варианты решения возникающих проблем.

 

Газета «Малый бизнес Донбасса»