Национальная программа развития малого предпринимательства: состояние выполнения и мероприятия на 2004 год

И.Богословская, председатель Госпредпринимательства: с момента, когда я впервые пришла в исполнительную власть и посмотрела, как теряются бюджетные средства, я поняла, что пока мы не наведем порядка в расходовании бюджетных средств и не найдем инструментов, которые будут обеспечивать контроль за этим, никогда ни предприниматели, ни госслужащие не будут платить налогов, так как они знают, что бюджет — это большой кошелек, из которого можно воровать деньги и класть в собственный карман.

Я просто хочу, чтобы вы знали, что творилось в Фонде поддержки предпринимательства, так как это маленький пример того, что творится с бюджетом страны — бюджет разворовывается, он закапывается в землю, продолжаются злоупотребления. Поэтому наша задача была вычистить это, определить исходную точку и после разработать алгоритм, который не позволит никому использовать бюджетные средства как свои карманные деньги. Этим мы сейчас и занимаемся в фонде.

А что творится в социальных фондах? Я была главным противником создания Фонда страхования от несчастных случаев на производстве. Пока мы не разработаем алгоритм, там будут разворовывать деньги. Ныне этот фонд имеет 1 миллиард 200 тысяч гривен на депозитах в коммерческих банках. Когда мы проверили 100 дел относительно несчастных случаев на производстве, то только 30 из них были оформлены соответственно закону, во многих случаях не было даже акта о несчастном случае на производстве, вместе с тем были такие бумажки с треугольником — штампом врача, который не является членом комиссии по потере трудоспособности, а просто является врачом какой-то поликлиники. Однако 62-70 тысяч гривен таким физическим лицам выплачивалось единовременно и они получали по 500 гривен выплат каждый день. То же самое делается и в Фонде по безработице.

Я вам говорю откровенно: мы непременно сделаем деятельность Комитета и фонда прозрачной. С помощью вас, с помощью общественности, с помощью депутатов.

Приоритеты, которые мы видим в Государственной программе поддержки предпринимательства, — это образовательные и тренинговые программы, программы по созданию коммуникационной среды. Мы должны сделать такую информационную сеть, чтобы каждый предприниматель знал, куда и когда ему идти, какую информацию он получит. И надо, чтобы непременно было доверие к качеству этой информации.

На заседании наблюдательного совета Фонда развития предпринимательства мы решили отказаться от предоставления безвозвратной финансовой помощи субъектам предпринимательской деятельности. Мы считаем, что это не создает нормальной предпринимательской среда, но расшатывает её.

Мы ввели уже постоянный мониторинг использования финансов и по образовательным программам, и по грантам, и по финансовой помощи и разрабатываем критерии эффективности использования бюджетных средств.

Важным направлением является развитие инфраструктуры бизнеса. Бизнес-центры, клубы — это площадки, где фактически рождается коммуникация в предпринимательской среде, а от системы коммуникации зависит обучение и получение навыков. Большая проблема для Украины состоит в том, что у нас бизнес развивается дискретно. Нет горизонтальных связей, крупный бизнес ищет средние и маленькие предприятия для сотрудничества и не знает, где их найти.

В конце февраля мы будем проводить в Днепропетровске большой бизнес-форум Украины по принципу выставки кластеров и кластерных проектов.

До конца этого года Комитет планирует решить вопрос по принятию закона об упрощенной системе налогообложения, который находится в Верховном Совете с 1999 года и который нужно срочно принимать.

Мы понимаем, что необходимо немедленно наводить порядок в разрешительной системе. Сегодня существует 1 200 органов и учреждений, которые имеют право предоставлять различные разрешения на ведение предпринимательской деятельности. Сегодня в половине документов исполнительной власти различных уровней содержатся предложения относительно создания новых видов разрешений, под эти типы разрешений предлагается создать хозрасчетную организацию при этом учреждении и предоставить ей эксклюзивное право на осуществление определенных процедур или на оформление этих разрешений за плату. Поэтому Комитет планирует разработать в следующем году закон о разрешительной системе и лоббировать его принятие в парламенте.

Множество изменений наблюдается на региональном уровне – прежде всего благодаря тому, что началось финансирование Национальной программы поддержки предпринимательства на государственном уровне. Региональная власть, государственные администрации в областях, органы местного самоуправления многих городов создали свои фонды поддержки предпринимательства. 15 центральных и 25 местных органов исполнительной власти разработали собственные планы мероприятий по регуляторной политике.

Киев и Киевская область запланировали на 2003 год вложить 17,5 миллиона гривен в региональный фонд поддержки предпринимательства, Винница — 4 миллиона, Одесса — 3 миллиона, Волынь, Ровно, Севастополь — по 500 тысяч. Власть на региональном уровне осознала, что ей тоже нужно поддерживать развитие предпринимательства в каждом регионе и таким образом создавать условия, которые будут привлекать предпринимателей на их территорию.

Если же финансирование Национальной программы не будет заложено в государственном бюджете, это равнозначно тому, что на региональном уровне тоже будут свернуты все местные программы поддержки предпринимательства.

И.Горина, председатель Украинского фонда поддержки предпринимательства: перед нами стоит задача максимально продуктивно выполнить Национальную программу 2003 года, для чего необходимо максимальное развитие регионального компонента. Ведь сегодня только 6 из 25 региональных фондов работают на среднем уровне. Все другие нужно реанимировать, трансформировать, учить персонал.

Мы хотим наладить реальные контакты с партнерскими организациями за пределами Украины. Мы уже провели переговоры об общих проектах на территории Украины и с Президентом, и с представителями Европейского Союза. Важно, чтобы плоды донорских проектов продолжали существовать, чтобы бизнес-образования, которые возникали как совместные проекты, развивались дальше, а не умирали после того, как иностранные вливания заканчиваются.

Национальная программа была профинансирована только частично в объеме 13 миллионов 800 тысяч гривен. В основном эти средства были израсходованы на межрегиональную программу поддержки предпринимательства, то есть были профинансированы программы, договора по которым были заключены до 2000 года.

С приходом нового руководства мы провели проверки, наводили порядок и теперь перешли ко второй стадии реализации Национальной программы. Ныне объявлены конкурсы и тендеры на сумму 15 миллионов гривен. Объявлен тендер по программе формирования сетей поддержки региональных фондов на сумму 7 млн. 300 тыс. гривен.

Во втором полугодии этого года был проведен конкурс по кредитной программе в размере 2 миллиона 240 тысяч грн. Выиграли его три предприятия. Выезжали комиссии на места, а затем вся финансово-хозяйственная деятельность этих предприятий была изучена, и теперь мы уже вступаем в договорные отношения с ними. Отработана новая тройная схема взаимоотношений между Украинским фондом поддержки предпринимательства, Государственным казначейством и банком.

В начале ноября будет проведена презентация Национальной программы развития предпринимательства на 2004 год. 80% тех средств, которые мы закладываем в программу на 2004 год, — это средства, которые пойдут непосредственно в регионы. Программа формировалась на основе информации, полученной от обладминистраций, депутатов местных советов, региональных фондов. Но на самом деле мы еще находимся в начале пути разработки механизма создания Национальной программы. Однако новая команда готова работать в условиях прозрачности, открытости и приглашает всех к сотрудничеству.

Журнал «Приоритеты» №2(8)

Добавить комментарий