Избирательная кампания в местные советы и городских голов, которая стартовала на днях, несколько оживила политическую жизнь Украины. Особое внимание приковано сейчас к городов-миллионников, которые стали центрами пересечения интересов нескольких политических и бизнес-групп, прежде всего это Киев, Днепропетровск, Одесса и Харьков. Впрочем особой интриги, похоже, ждать не стоит: во многих случаях еще на старте можно предположить, кто будет победителем.
В Харькове многие эксперты делает ставку на нынешнего мэра Геннадия Кернеса, который, несмотря на одиозность своей фигуры и инвалидную коляску, в котором оказался после покушения на его жизнь, продолжает оставаться хозяином города. Хотя возможны и другие варианты развития событий. Об этом и другом мы разговорились с уроженкой Харькова, народным депутатом прошлого созыва Инной Богословской.
«Сейчас мы имеем кандидатов в мэры от всех, от кого можно. И в этих условиях Кернес будет выигрывать »
— Инна Германовна, недавние довыборы в Верховную Раду в 205-м округе стали уже притчей во языцех не только в Чернигове, но и во всей Украине. А насколько в Харькове чувствуется приближение местных выборов?
— Такого, как было в Чернигове на 205-м округе, у нас нет. В Харькове власть договорилась с так называемой оппозицией, нынешние договорились с вчерашними. Если брать по справедливости, то Кернес давно должен был быть отстранен от участия в выборах, должен быть объявлен приговор по его делу и этот приговор должен вступить в силу, потому что он преступник, и это понятно всем. Вместо этого мы видим этот фарс с судом, который сознательно затягивают, чтобы дать ему возможность избраться. Поэтому в Харькове все поняли, что Кернес договорился со всеми, его не тронут, потому он спокойно идет на выборы.
— Социологи считают, что безальтернативность Кернеса — это миф, который сознательно навязывают харьковчанам. Мол, количество тех, кто так считает, на 20% больше количества тех, кто реально будет голосовать за него.
— И все же не надо забывать, что он административный ресурс, который все эти годы делал для себя. Только в коммунальных предприятиях, которые напрямую подчинены Кернесу, работает до 27 000 человек. Если принять во внимание, что у каждого есть семья — это уже 50-55 тысяч, которые будут голосовать за Кернеса. Добавим еще 2 577 работников горсовета и горисполкома и их семьи — это еще 5000 человек, работающих на Гепу за наши с вами деньги. То есть у него есть поименный список как минимум на 60 000 человек, которые будут голосовать за него. Также сегодня идет огромное давление на бюджетников: во всех коммунальных учреждениях образования и медицины раздают пустые протоколы, в которые надо вписать фамилию и количество людей, которые подписываются за то, что они будут голосовать за Кернеса и агитировать других жителей Харькова поддержать эту кандидатуру.
Не надо забывать и о том, что все последние десять лет Кернес строил систему абсолютно ручных членов избирательных комиссий. Надо вспомнить, как он был избран мэром, которые там были фальсификации, которые увидела вся страна: выиграл тогда Аваков, но Кернес за две недели сделал так, что Аваков вынужден был уехать из страны, а здесь все было сделано так, как надо. И эта система осталась. Поэтому такая картина.
— А кто теоретически мог бы выступить против Кернеса и победить? Есть в Харькове такие авторитеты?
— Единственная возможность изменить эту картину заключалась в том, чтобы выбрать единого кандидата от демократических политических сил, общественных организаций и волонтерских групп и всем договориться его поддержать. Но этого не произошло, и Харьков еще раз продемонстрировал, что в городе так и не появилась элита, способная договариваться, способна выработать сильную общую позицию. Сейчас мы имеем кандидатов в мэры от всех, от кого можно. И в этих условиях Кернес будет выигрывать.
«Кернесу нужен человек, который не будет затрагивать его интересов и которая сохранит феодальный порядок власти»
— И все же Кернес к покушению на него и Кернес на инвалидной коляске — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Некоторые эксперты прогнозирует, что Геннадий Адольфович подыскивает себе преемника, которому со временем передаст всю полноту власти.
— Такая вероятность существует. Собственно, с этим связана единственная интрига этих выборов, которая у нас осталась, связанная с Оппозиционным блоком. Вы знаете мое отношение к нему, однако при этом нельзя не признать, что его абсолютно незаконно и по-хамски сняли с регистрации. И это дало ему возможность обращаться к мировому сообществу, и, насколько я понимаю, они в этом вопросе получили поддержку и в Соединенных Штатах, и в Европе, и там однозначны в том, что нельзя не регистрировать политическую партию накануне выборов. Поэтому, я думаю, в конце концов он будет зарегистрирован. Это интрига, которая еще может появиться — от Оппозиционного блока пройдет человек, в которую сыграет Кернес как в своего преемника. И Кернес, во втором туре, скорее всего, таки сойдется с представителем оппозиционного блока, может позже сделать его секретарем горсовета с тем, чтобы где-то весной следующего года передать ему полномочия и поехать за границу лечиться на долгое время.
— Но есть еще и вариант, что суд таки вынесет обвинительный приговор, пусть и после выборов. Что тогда?
— Кернес такой вариант тоже предполагает. Но я вам скажу, что за день до оглашения приговора его уже не будет в стране. Он все время развозит деньги — и большие деньги. И, к сожалению, наша новая власть по качеству ничем не отличается от старой — в него те деньги берут. Берут все без исключения. Поэтому его предупредят в случае чего. Именно поэтому он играет у секретаря, который будет исполнять обязанности мэра и ему на этой должности нужен человек, который не будет затрагивать его интересов и которая сохранит феодальный порядок власти, созданный за годы господства Допы и Гепы.
— Но почему Кернес сам не ушел от Оппозиционного блока, а представляет партию «Возрождение», которую связывают с Игорем Коломойским?
— Это — большая игра. Это — многоходовка. Как говорят, наперсточников тоже долго учат, как отвлекать внимание.
«Украинцы объединяются за две минуты перед гильотиной»
— Кто еще зарегистрирован кандидатами на кресло мэра Харькова?
— Очевидно, что еще никто. Пока мы имеем только отдельные заявления. И, судя по ним, кроме Кернеса, мы сегодня имеем Тараса Ситенко от «взаимопомощи», что тоже означает, что демократические силы не могут договориться. От БПП мы получаем первого номера в списке Александра Давтяна. Слышали заявление экс-вице-«губернатора» Юрия Сапронова, у которого также может сыграть Кернес, потому что это человек Добкина и Кернеса, человек «Газпрома», несмотря на то, что у него есть знания, интеллект но он не самостоятельный игрок. Может, и сам Сапронов не понимает, как в него играют.
— Но Сапронов идет от им же созданной организации «Волонтерская сила Харькова». В то же время возможным представителем волонтеров называют и другого мецената и бизнесмена — Михаила Кобцева. Не приведет ли это к расколу в волонтерском лагере?
— Я извиняюсь, но не надо идентифицировать Сапронова с волонтерским движением. Сапронов — это человек, который выходил в футболке «Беркута», которая на съезде о сепаратизме стояла рядом с Добкиным и Кернесом с георгиевской лентой. Сапронов — это человек, которого подозревают (и, на мой взгляд, абсолютно обоснованно) в том, что он грузил вагоны «титушок» и возил на «антимайдан». Поэтому Сапронов — это в первую очередь человек- «антимайдан», а уже во вторую — волонтерство.
Волонтерская деятельность Сапронова появилась тогда, когда он понял, что если он не будет этого делать, то ему придется уезжать из страны. Поэтому Маркируйте рядом Сапронова и того же Кобцева, который простоял весь Майдан, который имел свой бизнес и мог просто не приезжать в страну, но он все бросил за рубежом и вернулся. Но, насколько я понимаю, Кобцев не пойдет на эти выборы.
— Получается парадокс, ведь Харьков показал себя как город с украинскими ценностями, и провалом «проекта ХНР» и «Русской весны» во многом мы обязаны именно проукраинским силам. А в то же время — реальная перспектива возвращения одиозных личностей.
— Демократические силы абсолютно раздроблены, они уничтожают друг друга лучше, чем их политические противники или внешние враги. Евромайдан распался на пять частей, крупнейший благотворительный фонд распался на три части, люди друг другу руки не подают. И в этом беда. Потому что если год назад поддержка проукраинских сил в Харькове была 30%, то сейчас она упала до 5%.
Но это не значит невозможности объединиться перед единственной угрозой. Парадокс, но перед лицом реальной опасности эти люди забывают о собственных амбициях и выходят на защиту города. Как говорят, украинцы объединяются две минуты перед гильотиной.
— Еще одним серьезным конкурентом Кернеса на этих выборах эксперты называют бизнесмена Александра Фельдмана.
— Он не является конкурентом. Фельдман свои 8% на старте кампании, и дай Бог ему сохранить их до финиша. Беда в том, что он идет не как Фельдман, а как представитель непонятной никому партии «Наш край», которую фактически построила и курирует Администрация Президента. Поэтому главная задача Фельдмана будет сохранить эти 8% на выходе. Кстати, Фельдман еще не заявлял о своих намерениях стать мэром, и на его месте я бы и не шла.
— Кстати, о вас. Некоторые эксперты среди возможных претендентов на пост мэра Харькова называли и ваше имя.
— Я тоже не пойду на эти выборы. Сейчас на этих выборах мы увидим фактически повторение сценария парламентских выборов, когда все идут отдельно. В то время, как единственный выход из ситуации — объединиться, договориться, выдвинуть единого кандидата и поддерживать его всеми силами. Я пять месяцев назад приехала в Харьков с одной целью — помочь демократическим силам Харькова объединиться и выработать общую позицию. К большому сожалению, это не удалось ни мне, ни кому-то другому. А при таких условиях баллотирования теряет смысл. Можно на что-то рассчитывать, имея единого сильного кандидата. Все остальное — это несерьезно.
— А какую позицию на этих выборах займет еще одна влиятельная в Харькове лицо — олигарх Александр Ярославский? На кого он будет делать на этих выборах ставку?
— Ни на кого. Ярославский эти выборы пропустит, потому что он прекрасно понимает, что все, что делается на этих выборах, — это фарс, ширма. И что эта власть переживает сейчас последние месяцы и за полгода мы будем иметь реальные общественные процессы, которые приведут к перезагрузке власти. И дай Бог, чтобы это было мирным путем.
— Что станет катализатором этих процессов?
— Здесь не нужно катализаторов. Процессы уже запущены. Постсоветская Украина заканчивается, ее ни возродить, ни восстановить уже невозможно. Эти выборы — это ее конвульсии и агония. Если эта власть не предложит новых правил игры, она обречена. Сейчас перед обществом стоит главный вызов: мы должны добиться консолидации проукраинских сил, которые способны будут предложить новый общественный договор, новые правила жизни, оформленные в Конституцию. Но не так, как сейчас принимается, — под столом и под гранаты, а так, чтобы это была консолидирующая Конституция. Должно быть техническое правительство, которое на период перехода возьмет на себя ответственность за исполнительную власть. Если этого не будет — будет бунт: улица, махновщина, и мы кусками будем терять страну, которую будут рвать не только извне, но и изнутри тоже. Местные выборы могут поджечь этот костер одновременно в нескольких городах Украины. Хочется верить, что нам все-таки удастся этого избежать.
15.09.2015