Вопрос упрощенного налогообложения, учета и отчетности субъектов малого бизнеса сейчас широко обсуждается на уровне министерств и ведомств. На протяжении пяти лет упрощенные системы налогообложения приобрели популярность среди налогоплательщиков — субъектов малого предпринимательства. Что дала упрощенная система налогообложения, учета и отчетности в сфере малого бизнеса в количественном и качественном аспекте? За пять лет количество субъектов уплаты единого налога увеличилось в шесть раз, налоговые поступления в бюджет от них — в 12 раз. Это свидетельствует о том, что эта система широко используется в сфере малого предпринимательства и ее функционирование необходимо продолжать.
Но сегодня актуальным является вопрос: для кого именно были созданы упрощенные режимы налогообложения и в каком виде мы должны продолжать их действие? Это связано с тем, что сегодня рядом с результативным влиянием упрощенной системы налогообложения как на формирование доходной части бюджета, так и на развитие предпринимательства, тенденциями увеличения и субъектов малого бизнеса, и налоговых поступлений, присутствует целый ряд фактов, которые имеют и отрицательное влияние. А некоторые из них даже дискредитируют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, именно это стимулирует довольно влиятельные должностные лица предлагать или вообще отменить упрощенную систему налогообложения, или увеличить налоговые ставки в 3-10 раз.
Реформируя упрощенную систему налогообложения, нельзя не обращать внимание на те негативные последствия, к которым она привела. Во-первых, это применение схем уклонения от налогообложения, когда юридические лица вступают в трудовые отношения с частными предпринимателями — плательщиками единого налога, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость. Такие юридические лица реализуют для предпринимателей продукцию по себестоимости или по заниженным ценам, формируют у себя налоговый кредит, частные предприниматели в дальнейшем реализуют эту продукцию по рыночным ценам, рассчитываются с юридическим лицом наличными, соответственно, не возникает налоговых обязательств перед бюджетом. И потому нам необходимо поставить барьер в этом пробеле действующего законодательства, который бы сделал невозможным такие существенные налоговые злоупотребления. Во-вторых, некоторые предприятия предлагают своим штатным работникам регистрироваться субъектами предпринимательской деятельности — плательщиками единого налога, и продолжать выполнять на предприятии те же самые обязанности, но при этом платить лишь единый налог. Так происходит существенная минимизация уплаты налоговых обязательств. Существуют и проблемы с правом найма у субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц. Во многих случаях, используя право найма, субъекты по всем признакам являющиеся юридическими лицами, регистрируются как физические лица. Тогда как само право найма уже является признаком юридического лица. Да, эта норма имела и положительный результат, потому что значительное количество людей нашла работу. Тем не менее, те отрицательные моменты, которые дали возможность использовать право найма как отрицательный факт, сегодня заставляют нас предлагать организацию физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности как самозанятых без права найма с привлечением членов семьи.
Отдельные субъекты привлекают к предпринимательской деятельности наемных работников без заключения с ними трудовых соглашений, оформления трудовых книжек. И довольно распространенной формой нарушений является ситуация, когда используют работу больше, чем десяти наемных лиц. В большинстве случаев заработная плата наемным работникам выплачивается на уровне 50-80 гривен, что заставляет их идти на нарушение прав потребителей путем обвешивания и обсчета покупателей. Происходят случаи, когда предприятия не переходят самостоятельно на общую систему налогообложения в случае превышения ими определенных предельных размеров годового объема выручки. Насущным сегодня является вопрос определения сфер деятельности, в которых предприниматели имели бы право применять упрощенную систему, и определения размеров налоговых ставок.
Необходимо срочно решить и вопрос обеспечения участия плательщиков единого налога и их наемных работников в солидарной системе пенсионного и социального страхования. С 1 января следующего года нам необходимо ввести персонифицированный учет уплаченных взносов и механизм соответствия суммы страхования и фонда оплаты труда. Поэтому в процессе поиска компромиссных вариантов сохранения упрощенной системы налогообложения мы должны усовершенствовать действие этой системы усилиями Госпредпринимательства совместно с Министерством финансов, основательно обработав и просчитав компромиссные предложения совершенствования этой системы. Этот вариант, с одной стороны, является тем рычагом, который защищает интересы государства и сужает пробелы в действующем законодательстве, а, с другой стороны, создаёт условия для развития и поддержки именно тех субъектов предпринимательства, которые действительно в этом нуждаются.