Прошло всего три месяца с тех пор, как я возглавляю Госкомпредпринимательства. Моя задача сделать Комитет мостом между бизнесом и властью и чтобы по этому мосту можно было ходить в обе стороны, и чтобы благодаря ему, сигнал от бизнеса к власти и наоборот передавался не искаженным, чтоб было взаимопонимание. Я уверена, что все конфликты возникают из-за неумения слушать друг друга, находить некий компромисс.
К сожалению, в Украине практически никто не знает, чем занимается Комитет. Он не занимается и не будет заниматься только базарами. В его функции входят вопросы регистрации. С 1 июля вступит в силу закон «Введение единого регистрационного реестра по регистрации субъектов предпринимательской деятельности в Украине». По этому закону нам придется очень много работать со всеми органами исполнительной власти, потому что все будет собираться в единый реестр, который будет вести именно Комитет. Сегодня создается огромная компьютеризированная система на 600 пользователей. После того, как она будет запущена, мы будем проводить широкий цикл обучения, семинаров по тому, как заполнять эти реестры. Украинский реестр будет одним из самых современных в Европе. Когда он будет доведен да совершенства, время регистрации субъектов предпринимательской деятельности будет занимать до трех часов. Во время адаптации системы, время регистрации составит до трех суток, запуск произойдет в течении года. Мы будем посещать регионы, собирать мэров городов. Наши специалисты будут передавать опыт каждому городу. Это и Вам облегчит работу, и в целом сделает прозрачной систему регистрации.
Что даст реестр? Это не просто накопление данных о тех, кто зарегистрирован, это возможность быстрого отсева «спящих» фирм, созданных под реестр и не работающих. Фирмы, которые объявлены к банкротству или к санации, будут в отдельном подреестре. Этот реестр через год нам даст возможность включать кредитную историю предприятия, что позволит использовать эти данные банкам и государственным учреждениям, которые финансируют эту структуру. В кредитной истории будут отражены невозвращенные кредиты, не отраженные в балансах, где они взяты и т.д. С другой стороны, это очень серьезный шаг по дерегуляции предпринимательской деятельности, по прозрачности контроля над субъектами.
По статистике, есть крупные города Украины, в которых разница по численности субъектов предпринимательской деятельности, числящихся в местном самоуправлении, и в реестрах налоговой доходит до 35 тысяч субъектов. Статистика не соответствует данным профильных министерств, данные профильных министерств не соответствуют данным местного самоуправления и региональных властей и т.д. Давайте попробуем навести в этом порядок.
Регистрация. Комитет не выдает лицензии, но разрабатывает условия для всех видов лицензий. Нам очень важно иметь ваше экспертное мнение по тем или иным вопросам. У нас возникает масса вопросов, по которым нам нужны консультации, мнение тех, кто сталкивается с этими проблемами, знает их. Нам нужны люди, которые могут быть экспертами.
Экспертно-аппеляционный совет Комитета принимает жалобы на невыдачу лицензии или на признание лицензии недействительной, или об отказе в выдаче лицензии — мы имеем инструмент реагирования на такие действия.
Регуляторная политика. Комитет имеет право делать представление в любой орган исполнительной власти на предмет признания недействительным или отмены подзаконного акта. Пользуйтесь, пожалуйста, этим. Мы не можем отследить и отсеять все некорректные распоряжения, инструкции, письма на региональном уровне. Если к нам поступают жалобы на такие подзаконные акты и мы видим, что эти подзаконные акты не соответствуют закону, Комитет имеет право дать предписание и в случае не устранения проблемы в течение месяца, этот акт теряет силу. Это очень серьезный рычаг. Был такой прецедент по совместному распоряжению Минэкономики и таможенной службы по таре. Мы его отменили, облегчив жизнь сотням тысяч реальных предпринимателей. Знайте, что такой инструмент есть.
Программа развития предпринимательства. Как мы выяснили, в Украине никто не знает, что с 1991 года существует Фонд поддержки предпринимательства. В этом году бюджет Фонда составил 52 миллиона гривен, это существенные деньги. Мы провели кадровые изменения в Фонде, впервые за всю историю его существования за 11 лет мы провели тендеры на региональные фонды. В частности, Днепропетровский региональный фонд выиграл тендер на пополнение уставного фонда на 200 тыс. грн. Кредиты, выдаваемые Фондом – это одновременно дешевые и сложные деньги. 7% годовых – это ставка рефинансирования банка, но деньги нельзя взять в карман просто так. Мы создали механизмы контроля, мониторинга, проверки эффективности использования заемных средств. Сейчас мы очень широко будем использовать такие инструменты, как возмещение полностью или частично кредитной ставки, выданной субъектам предпринимательства коммерческими банками. Страховой фонд, т.е. фонд, за счет которого будут страховаться кредиты тех субъектов, которые не имеют залогового имущества или другого обеспечения перед коммерческим банком и гарантийные фонды.
На региональном уровне работает Фонд поддержки предпринимательства в Днепропетровской области, где мы будем усиливать кадры.
Комитет имеет представительства в регионах. Это как госслужащие, так и институт уполномоченных по защите прав предпринимателей. Уполномоченный — это, как правило, предприниматель, на общественной основе защищающий предпринимательский сектор. Он имеет возможность поднимать вопросы, непосильные государственному служащему.
Проблемы, с которыми работает Комитет. Буду абсолютно откровенной в вопросе упрощенной системы налогообложения. Министр финансов, он же первый вице-премьер, является сторонником ликвидации упрощенной системы налогообложения. В проекте бюджета сейчас подано повышение от 3 до 10 раз разных налогов в системе упрощенного налогообложения. Я вынуждена сказать, что это повышение налогообложения не проходило согласования в Кабинете министров. Бюджет Комитет и Кабмин получили в день утверждения. Но, я считаю, что есть все шансы, что заложенные параметры будут пересмотрены. Не будет этих кратных повышений. Комитет плотно работает с Минфином и на сегодня мы имеем более или менее согласованные позиции по реформированию упрощенной системы. Реформировать ее все равно придется, в нынешнем виде она имеет существенные недостатки. Главный недостаток – это то, что крупный бизнес делит свои финансовые потоки с помощью, как правило, субъектов – физических лиц, работающих на упрощенной системе. Бюджет за счет этого теряет. С 1 января вступает в силу Закон «О персонифицированных пенсионных счетах». А это значит, что упрощенная система налогообложения в таком виде, как она сейчас есть, уже не может существовать так как все, кто работает на упрощенной системе, не будут иметь возможности получить свой индивидуальный персонифицированный пенсионный счет. Пенсионный платеж будет выведен из состава единого налога и введена персонификация. С Пенсионным фондом и с Министерством финансов мы практически достигли согласия в следующем: для физических лиц, которые на едином налоге, будет введена фиксированная ставка платежа во все социальные фонды. Минфин сегодня предлагает 90 гривен, мы настаиваем на том, что это может быть от 40 до 60. Для физических лиц будет фиксированный платеж в социальные фонды и сохранение ставки от 20 до 200. Для юридических лиц действуют схемы 10% налога с оборота без НДС и 6% плюс НДС. Наше предложение свелось к следующему: 6% плюс НДС превращается в 3% налог с оборота плюс НДС и плюс социальные платежи. При этом бюджет не теряет, плательщики не теряют. Сегодня единый налог расщепляется на 43% в бюджет и 57% в пенсионный фонд. За счет того, что со следующего года будут понижаться платежи в бюджет, пенсионные фонды, мы выходим примерно на паритет 50 на 50. То есть, мы реформируем эту систему, не затрагивая основные проблемные вопросы.
Следующий серьезный вопрос — отчетность по социальным фондам. Мы сейчас разрабатываем единый отчет по всем финансовым фондам, а расщепление будет по социальным платежам на уровне Пенсионного фонда. По налогу 10% — он станет 5% плюс отчисления в пенсионный фонд.
Что касается серьезных изменений в отношении физических лиц, которые на едином налоге за исключением рынков. Согласно Закону «О налоге на доходы физических лиц», для рынков, по крайней мере на год, остается действие фиксированного налога. В течении 2004 года должно быть разработано новое законодательство для рынков. Для них остается рыночный сбор, остается возможность работать на фиксированном налоге. Это слишком социально уязвимая тема.
Что касается физических лиц на едином налоге по ставке от 20 до 200 гривен. Проблема колоссальная. У нас по закону не определено понятие «рынок», очень многие местные органы государственной власти стали принимать решения в отношении огромных супермаркетов, что это – рынок. Супермаркет на 4,5 — 10тысяч м.кв. торговых площадей становился рынком и за счет этого получал совершенно другое налогообложение, что приводило к колоссальным потерям бюджета. Разработаны предложения, которые скорее всего, пройдут. Будет снижен объем реализации для физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности с 500 тысяч до 300 тысяч. Физические лица субъекты предпринимательской деятельности, кроме работающих на рынках, не будут иметь права заниматься торговлей. Все, что связано с торговлей, должно иметь НДС, иначе мы огромные суммы теряем на НДС. Я противник этого налога с 1993 года, а с 1996 года написала целую концепцию реформирования, но пока он есть, пока его не отменили, мы вынуждены с ним считаться. Значит, остается такой упрощенный режим для этой торговли, как 3% плюс НДС плюс социальные фонды.
В планах Комитета — проведение всеукраинского совещания с Президентом. Поэтому было бы очень хорошо, если бы вы сегодня как мэры городов, как те, кто прежде всего может пострадать от ликвидации упрощенной системы налогообложения, приняли бы резолюцию по упрощенке. Обращение к Президенту с просьбой не ликвидировать, а сохранить упрощенную систему с условием ее реформирования. Этого будет вполне достаточно.
Относительно льгот, субсидий и т.д. Я когда-то, в должности первого заместителя председателя Бюджетного комитета, три недели работала с Министерством финансов Германии. Я тщательно изучила бюджет, налоговую систему и систему льгот и субсидий Германии. Так вот, раз в два года министерство финансов подает Бундестагу так называемый отчет по льготам и субсидиям. Этот огромный отчет состоит из двух томов. Дотируются целые отрасли, дотируются отдельные предприятия, дотируются как бы целые типы, группы населения. Но с одной маленькой разницей: все дотирование и все субсидирование имеет адресный характер. Нет ни одной льготы ветеранам вообще, инвалидам вообще, многодетным семьям вообще. Посмотрите, что сейчас происходит: впервые за всю историю Украины Кабинет министров поднял эту тему, что нужно переходить на адресные льготы и субсидии и 8 тысяч пенсионеров перед Верховным Советом. Если мы понимаем, что от отсутствия адресных льгот теряют местные бюджеты, проявляйте инициативу. Кабинет Министров остался в одиночестве, а общество и местное самоуправление его не поддержало. У вас масса своих проблем, но это четверть Ваших бюджетов. Пожалуйста, реагируйте на то, что происходит.
Малый и средний бизнес.
Ни в одной стране мира нет самостоятельного развития малого и среднего бизнеса. Владимир Григорьевич Яцуба сказал фразу: «Крупные и без нас обойдутся, решат. Нам нужно малым и средним помогать». Во всех странах так и делается. В Польше в бюджете за 2000 год были заложены прямые льготы и субсидии субъектам малого и среднего бизнеса в 700 миллионов долларов. Совершенно очевидно, что это та сфера деятельности, которая нуждается в стартовой помощи. На этапе, когда уже микробизнес переходит в малый, малый переходит в средний, он уже так не нуждается в государственной помощи. Но начинать, особенно в трансформирующейся экономике, приходится практически с нуля. Поэтому, если местное самоуправление будет со своей стороны поддавливать, то мы сможем реально расширить программу финансирования малого и среднего бизнеса. В прошлом году по Программе поддержки предпринимательства было выделено 52 миллиона грн. Примерно та же сумма была и в региональных фондах по Украине. Многие города сделали уже фонды поддержки предпринимательства, в том числе смешанные. Но в этом году в бюджет заложено 1,8 миллиона. И, естественно, это меньше в четыре раза, чем финансирование футбольной команды «Колос» при Министерстве агропромышленной политики. Вот такие несоответствия. Это тоже зависит и от нас. Будет инициатива: грамотно вычленить проблему и продвинуть ее и мы готовы быть локомотивом. Нормального бизнес-климата не будет до тех пор, пока не будет аэропортов, дорог, вокзалов. Поверьте мне, я работаю в консалтинге с 90го года, через мои руки прошли сотни инвесторов в Украину. Когда я их один раз провожу из города-героя Киева в любу точку Украины, 80% из них второй раз приезжать не хотят. Гостиница, в которой должна быть холодная и горячая вода и меняться белье каждый день — таковой не является. Нет дорог, по которым можно комфортно проехать. Поэтому примите комплименты за то, что в Кривом Роге дороги уже совершенно другие. Днепропетровский аэропорт сегодня, наверное, лучший из региональных аэропортов в Украине. Дай Бог, развивайтесь, а мы со своей стороны, чем можем Вам поможем. Спасибо.