Во-первых, вопрос спецпатента. Мы считаем, что тот способ, в который его изменили, не возможен вообще. Если на протяжении бюджетного года законом о бюджете отменяется налог, и еще и со дня вступления закона в силу – внутри бюджетного года – это не является законным, это противоречит закону о системе налогообложения. Это первое.
Во-вторых, вы знаете, что в соответствии с системой спецпатента, он уплачивается предварительно. То есть, сейчас у многих субъектов есть предоплата. А это большие деньги, которых нельзя возвратить. Мы срочно отреагировали и предложили Кабинету Министров принять постановление о введении переходного порядка, согласно которому субъектам, которые заплатили заведомо спецпатент, предоставляется возможность до 1 октября работать на условиях спецпатента, то есть не ставить кассовые аппараты, не переходить на другую систему налогообложения, и, что главное, реализовывать остатки товарно-материальных ценностей, которые у них были по состоянию на момент принятия закона, без НДС. Ведь, когда предприниматели закупали товар и не были субъектами уплаты НДС, у них не было налоговых накладных, и в закупочной цене НДС, соответственно, не был учтен. Сейчас, если они будут продавать этот товар, вынуждены будут отделить НДС, а это для них – прямой убыток. Поэтому мы предложили, чтобы до 1 октября этим лицам было предоставлено право продавать остатки, которые были по состоянию на момент принятия закона, без НДС. Такие переходные положения были согласованы со многими общественными организациями и представителями временных объединений, теми, кто был на спецпатенте. Это и есть компромисс. Будет ли наше предложение согласовано с Кабинетом Министров, мы еще не знаем, но сейчас обрабатываем постановление и надеемся, что оно будет одобрено.
Кроме того, позиция, при которой надо отменять упрощенную систему налогообложения, в многих городах привела к тому, что тех лиц, которые раньше были на спецпатенте, отказывались регистрировать по упрощенным системам. Когда они давали заявление, что хотят стать, например, плательщиками единого налога, то им говорили: нет, становитесь на общую систему. Мы сейчас уже договорились с налоговой, она подготовила соответствующее информационное письмо, что нельзя отвечать отказом таким субъектам перерегистрироваться на упрощенную систему налогообложения. Я думаю, что таким образом мы решили это болевой вопрос.
Относительно реформы по физическим лицам. Мы считаем, что благодаря такой схеме сможем сохранить систему единого налога для физических лиц, там, где доход 500 000 грн. на год. Прежде всего, мы уменьшим количество наемных работников. Сегодня можно нанимать до 10 работников. Это многовато, это фактически уже предприятие. Сейчас стоит вопрос о 5 или 3 лицах. Надо провести социологическое исследование и узнать: сколько нужно работников для малого бизнеса физического лица. Сейчас мы проводим исследование, опросы и будем предлагать то количество, которое будет признано оптимальным.
Относительно возможностей, которые сейчас используются для уклонения от налогообложения. Классический пример: физическое лицо оформляется как плательщик единого налога, но имеет постоянные договорные отношения с юридическим лицом. Был человек начальником отдела. Его оформляют как физическое лицо и подписывают с ним договор, согласно которому он фактически исполняет те обязанности, которые выполнял как начальник отдела. Это не нормально, ни одна страна этого терпеть не будет, так как это расщепление предприятий, это недостоверная информация и, безусловно, огромные потери бюджета. Разрешать, чтобы были огромные дыры, куда втекают деньги, которые должны все-таки направляться в бюджет – этого нельзя делать.
Я думаю, что физические лица останутся по такой формуле: будет уменьшено количество наемных работников и будет введено понятие самозанятого лица. Оно уже, кстати, введено Законом о физических лицах. Это лицо, которое не является в постоянных гражданско-правовых отношениях с юридическими лицами-плательщиками налогов. К слову: такой налог, который очень похож на наш единый налог для физических лиц, используется в очень многих странах мира, но он используется только для самозанятых лиц.