О позитивных и негативных шагах новой власти, с точки зрения реформ, – в комментарии внефракционного народного депутата Инны Богословской.
Главная задача на сегодня, учитывая остроту ситуации на Юго-Востоке, – замещение утраченных рынков России. Это можно сделать благодаря двум типам заказов.
Первый вариант – государственный заказ. Огромное количество предприятий Юго-Востока можно загрузить работой за счет внутреннего госзаказа Украины. Существует проблема в недостатке денег. Но если Украина получит финансирование МВФ (которое будет способствовать притоку инвестиций в том числе), то эта проблема может разрешиться. Судя по данным экспертов, около 70-75% утраченных заказов в России для машиностроительного комплекса и металлургии мы могли бы компенсировать за счет внутреннего государственного заказа. Тем более что нам предстоит сделать очень много внутри страны – начиная от железных дорог и заканчивая канализациями, системами энергоснабжения.
Второй вариант – получение квот в рамках существующих контрактов компаний США и Европы с третьими странами (прежде всего, имеется в виду Африка и Ближний Восток). Сегодня любому государству нужно минимум пять лет, чтобы выйти на новые рынки. Европейские рынки сейчас не могут получать продукцию украинских предприятий, поскольку там и так перепроизводство, плюс экономический кризис. Но европейские и американские компании имеют огромные контракты в странах третьего мира, готовых потреблять продукцию достаточно хорошего, но не высочайшего качества, которую могут предоставить украинские предприятия. Путь замещения потери русских рынков – это вхождение на условиях доброжелательности. Естественно, американские и европейские компании должны понять, что они помогают нам, отдавая часть контрактов под украинские заказы. Это способствовало бы снятию напряжения в Украине.
Основной страх Юго-Востока – потеря рабочих мест на крупных предприятиях, которые сориентированы на экспорт в Российскую Федерацию. А в остальном, если не будет давления на малый и средний бизнес, то именно он вытянет огромный объем экономики. Остается вопрос борьбы с коррупцией.
Я очень недовольна тем, как топорно опять в отношении гривны ведет себя Нацбанк. Очевидно, нужно было увидеть реальный «коридор», а до этого четко поставить «сети», в которых ловить мошенников и спекулянтов, играющих на этом рынке. А у нас как всегда: сначала спустили плотину, а потом начали думать, что делать с рыбой. В свою очередь, огромное количество спекуляций привело к раскручиванию курса, не соответствующему экономической ситуации. Стандартная украинская ошибка – сначала делаем, потом думаем. Надо бы научиться делать наоборот.
Что касается правительственных мер, то хотелось бы более жесткого отношения к тем, кто имеет незаконные преференции в бизнесе, речь идет о крупном бизнесе. Понятно, что крупный бизнес контролирует огромное количество депутатов, а поскольку сегодня парламент – это единственный полностью легитимный орган, то в некоторых решениях преобладает политическая, а не экономическая доминанта. Часть льгот, которые получил крупнейший украинский бизнес, являются необоснованными, и над этим необходимо работать.