Нет ничего красивее свободного человека, или несколько экономических эссе
После публикации двух моих статей в газете «День» некоторые читатели задали вопрос, перестала ли я заниматься проблемами экономики и права. Очевидно, предложенное мною широкое осмысление процессов жизни явилось для них неожиданностью. Надеюсь, приятной.
И дабы ответить на ожидания «экономических интересантов», предлагаю к дискуссии несколько мыслей по поводу экономического пространства.
О деньгах
В условиях глобализации, линейный метод любого анализа практически неприемлем. Глобализация сама характеризуется многослойными, сложными связями и требует такого же многомерного подхода к любым процессам.
Многие экономисты и финансисты утверждают, что нет ничего более глобального, чем деньги. Философы, юристы или социологи, наверное, возразят. Но, в любом случае, деньги как универсальный инструмент, весьма глобальны в современном мире. Это – одна аксиома. Вторая аксиома – деньги очень похожи на воду. Они текут в налоговые «низины»; превращаются в пар там, где слишком высокая политическая температура; гниют там, где закрыт непроточный резервуар; прорывают все заслоны и диктуют свои условия, когда их много и им тесно.
Еще нам придется помнить, что деньги – это энергия. Порождается она действием, первичным человеческим толчком. Бездействие порождает безденежье – это еще одна аксиома.
Но главное, наверное, следующее: деньги нужны человеку в том количестве, которого достаточно для ощущения себя свободным. Похоже, так будет на Земле еще долго. И нам неизбежно придется с этим считаться. (Можно с разных сторон рассматривать человеческую свободу. И чтобы меня не обвинили в одностороннем материалистическом подходе, готова посвятить в будущем этой теме отдельный раздел.)
Несмотря на важнейшее значение денег, здоровье экономики определяют еще, многие факторы, не менее важные, но значительно труднее поддающиеся регулированию. Это психологические установки, религиозные и идеологические модели, социальная инерция и многое другое.
В современном мире все большее значение приобретает фактор моральной мотивации. Деньги как материальный эквивалент работы все менее достаточны для удовлетворения ожиданий работающего. Моральный климат в коллективе, дополнительные поощрения, общий культурный уровень сотрудников, корпоративная культура в целом становятся главным предметом заботы топ-менеджеров большинства успешных компаний.
Интересным и заслуживающим особого нашего внимания является фактор, который влияет на многих рабочих и служащих Западного мира. Я бы назвала этот фактор «усталостью от стабильности». Крайне упорядоченный и стандартизированный корпоративный и жизненный уклад так же подтачивает человеческую психику, как и жизнь в постоянно меняющемся, полном опасностей социуме. Чрезмерная государственная опека, невиданные социальные программы в Европе привели к тому, что граждане становятся все менее инициативными и креативными. Стремительно сокращается число тех, кто хочет иметь частный бизнес – все больше тех, кто хочет работать в государственных структурах. Там все размеренно и заранее известно. Все чаще можно слышать от европейца (особенно жителя «Старой Европы») следующую сентенцию: конечно, мы живем очень стабильно и размеренно — и это хорошо; но большинство из нас, рождаясь, знают, кем будут работать, где жить и на каком кладбище будут похоронены – и это как-то не очень хорошо.
С излишней стабилизацией – приходит стандартизация. С излишней стандартизацией – излишняя регламентация. Как результат – потеря ощущения «драйва» от жизни. Уходит вкус Свободы и Счастья. И даже большое количество денег часто не лечит от щемящего чувства потери.
Об универсификации
Итак, вывод напрашивается сам собою: любая абсолютизация – ошибочна. В мире не найдено ни социальных, ни экономических универсальных моделей. Глубокие отличия в традициях, культуре, религии и философии предопределяют существенные отличия в общественно-экономическом укладе. То, что хорошо работает в одних странах – порождает коллапс в других. И наоборот. И монетаризм в разных странах работает с различным эффектом. И, казалось бы, одинаковые мероприятия приводят к совершенно разным последствиям административной реформы. И национальные фондовые рынки по-разному реагируют на одинаковые регламентации.
Универсальной экономики не бывает. Хотя бы потому, что экономика – это производное от человеческого сознания и действия. А универсального человека пока нет. Потому, как говорил наш великий классик и современник, Михаил Михайлович Жванецкий, — «тщательнее» в оценках, товарищи, «тщательнее» в настойчивых рекомендациях, господа.
Миллиардами долларов, миллионами потерянных состояний и обанкротившихся предприятий, десятками миллионов безработных в разных странах человечество платит за попытки навязать развивающимся странам те или иные экономические и общественно-политические модели. И тем, кто озабочен проблемами новых стран и новых экономик, стоит задуматься над тем, что помогать и учить – это разные действия. Прежде всего, потому что, помогая, субъект исходит из предпосылок и желаний того, кому он помогает. А обучая (а тем более – навязывая) – прежде всего из своего, далеко не всегда адекватного, понимания действительности, а главное – из собственных желаний и побуждений. Гордыня в любой религии признается великим грехом. Гордыня, проявляемая одними государствами или народами в отношении других, неизбежно вызывает ответную Гордость государства или народа. И если вовремя не остановиться, то Гордыня превращается в желание подавить Гордость – с одной стороны, и перерастание Гордости в активное Сопротивление – с другой. Вот такая диалектика. А диалектика – универсальна.
Существует еще одно правило, которое становится универсальным для абсолютного большинства стран и народов в ХХІ веке: сегодня нельзя управлять процессами вручную. Нужен системный подход, нужно знание правил и усвоение закономерностей, нужны гибкие и живые инструменты, нужен постоянный поиск и освоение нового, потому что остановка – это смерть. Прежде всего, — экономическая. А Движение – это Жизнь. Так гласит вечно молодая старая истина.
О точках кризиса
и точках развития (экономический аспект)
Как ни парадоксально, кризис, как правило, «оплодотворяет» пространство и порождает энергию преодоления. Кризис, если он не смертелен (что тоже бывает), часто порождает новые точки развития, а их осмысление может привести к созданию нового качества.
Говоря о том, что принято называть падением украинской экономики, можно назвать много точек кризиса. От каждой точки нарисуется множество прямых и пунктирных связей, своеобразная паутина проблем. Но каждая паутина – распутывается, если провести правильный анализ, разработать последовательность действий и соблюсти некоторые меры предосторожности от агрессивных действий пауков и возможных разрывов.
Не вдаваясь сейчас в глубокий анализ, определим некоторые из точек кризиса:
- Неконкурентоспособность продукции
- Индустриальная структура экономики, чрезмерный ВПК
- Низкие доходы населения, отсутствие наследственного капитала
- Теневая экономика
- Неподготовленность кадров к работе в рыночной экономике
- Низкая само- и общественная идентификация лидеров и элит.
- Наследие карательной административной системы
Когда мы говорим о том, что нам нужно сделать в экономической сфере и как производное — в бюджетной и налоговой сферах, мы должны определить точки развития, которые заставят экономические механизмы работать без ежедневного ручного вмешательства. Вот некоторые из них:
- Инвентаризация ресурса, достоверная статистика и прогнозирование
- Пересмотр системы налогов и социальных платежей, легализация капитала
- Ревизия порядка составления и контроля исполнения бюджетов
- Административно-территориальная реформа
- Идентификация элит и их интеграция в международные элиты
- Реформа ТЭК как системообразующего фактора себестоимости
- Развитие финансового, страхового рынков
- Повышение уровня образования, просветительство.
- Реформа правоохранительных органов
- Создание единого реестра социальных агентов и социальной помощи
Списки эти можно продолжать и продолжать. Но без стратегического проектирования, без системного подхода – нет у нас будущего. Пришло время задать все вопросы и найти на них ответы. На это уйдет не один год напряженной групповой работы. Но без нее – мы будем продолжать малоэффективные попытки вырывать темы из контекстов и соединять несоединимое.
О налоговых системах
Коротко остановлюсь на «нашем больном» – налоговом поле. Проблема реформы налоговой системы не является чисто украинской. Она сегодня волнует весь мир. Чрезмерное налоговое давление вызывает недовольство производителей благ в большинстве стран Европы и Америки. Деньги все больше уходят от налогов, в оффшоры, растет теневая экономика.
В то же время, например, мусульманские страны демонстрируют экономические (и прежде всего, налоговые) модели, которые на сегодня эффективнее, чем существующие в Европе и США. Например, в соответствии с религиозными догмами, запрещено зарабатывать на деньгах (отсутствуют банковские проценты). Следовательно, цена денег значительно ниже, чем в Старом и Новом Свете. Основная плата, которую платит бизнес в большинстве мусульманских стран, — это годовая плата за лицензию на вид деятельности, либо уплата отчислений на конкретные мероприятия, например, на содержание дорог, на строительство водоводов. То есть налоги взыскиваются на определенную цель и расходуются только на нее. Таким образом, демонстрируется значительно большая свобода для предпринимательства. Одновременно контроль над общими, бюджетными деньгами проще и качественнее, чем при крайне запутанной и трудной системе налогообложения в развитых странах. Как следствие — значительно меньшее количество налоговых органов, контролирующих, правоохранительных и т.д.
Налоговая система большинства европейских государств значительно отличается от американской. А в самом центре Старой доброй Европы процветают на благо всем «белые оффшоры». Россия рискнула – и глобально понизила налог на доход граждан, став местом, где получать зарплату, стало выгоднее, чем, например, в Германии или Франции.
Не стоит забывать, что налоговая политика является надстройкой над экономическим базисом. Растущая рыночная экономика (подобно украинской) требует одной надстройки. Социально-ориентированная рыночная экономика, которую нам демонстрирует сейчас «Старая Европа», имеет другую надстройку. Каждый этап требует своей регуляции.
Сейчас, в период снижения темпов экономического развития в Европе мы не найдем ни одного государства, которое главной задачей в финансово-экономической сфере не поставило бы изменение или реформу системы налогообложения. Государства поставлены перед необходимостью реагировать на «бунт богатых», который пришел на смену «бунту бедных». «Богатые» отказываются платить чрезмерные налоги, уводят капиталы в оффшоры и теневую сферу. Не только на бывшем постсоветском пространстве деньги уходят от налогов. Европа, весь мир тоже имеют эту проблему.
Государства, «севшие на иглу» социальных программ, превысили меру возможного изъятия у предпринимателя. Любой производитель всегда понимает, что ему важно наличие необходимого количества платежеспособных потребителей его продукции. Поэтому он заинтересован в хорошем социально-экономическом климате в стране и делится с нею своей прибылью через налоги. Но когда у него забирают больше, чем он может и хочет дать, — он перестает давать. Налоги всегда платятся добровольно — принудительно. Никогда нельзя забывать о добровольности. Ее нужно взращивать и поощрять.
Оффшорные зоны, с одной стороны, — это инструмент, который будет существовать до тех пор, пока государства будут вести безумную налоговую и социальную политику. Когда забирают у реального производителя благ больше, чем он готов отдать, — капиталы уходят в оффшорные зоны. С другой стороны – создание «белых оффшоров», с минимальными налогами и регламентацией – наиболее эффективный современный механизм в создании конкурентоспособной экономики и привлечении свободных мировых капиталов.
Все сказанное – информация к размышлению. Мне бы хотелось пробудить сомнение и новые мысли по поводу системы налогообложения и экономических постулатов, применяемых в Украине. Чтобы наша элита задала себе вопрос – так ли совершенна современная западноевропейская система налогообложения? Чего больше она нам дает – достижений или проигрыша? Если мы будем стремиться, как можно быстрее принять все европейские бухгалтерские, налоговые и регулятивные стандарты – в чем будет наш ресурс прорыва?
В мировом состязательном процессе «быть во фраке и бабочке» могут только те страны, которые «едут на Мерседесе». Фрак и бабочка здесь – читай «надстройка», инструменты системы, в том числе — налоговой. Пока что наша экономика «едет на «Запорожце». В этом случае, согласитесь, лучше быть одетыми в легкие спортивные брюки и курточку. Чтобы быть мобильными и готовыми к любым неприятностям и тяжелой работе.
Нам не нужно стесняться того, что мы выберем свой путь и свою новую модель, в частности, системы налогообложения. Мы должны проявить здоровый национальный эгоизм и делать то, что, прежде всего, выгодно и полезно нам. Пусть наш костюм будет чистым и опрятным. Но пока он должен быть рабочим, а не вечерним. Потому что нам предстоит тяжело работать. Чтобы быть свободными. Ведь нет ничего прекраснее свободного человека.
Все говорит о том, что если мы не изберем стратегию «скачка», то нужно навсегда смириться с ролью мировых аутсайдеров. Вряд ли это по душе и истеблишменту, и элитам, и украинскому народу. Всем пора выходить из ментального «подполья», простить обиды и начинать строить будущее. Но не по принципу «разрушим до основанья, а затем…», а ровным счетом наоборот – укрепим и очистим основанье, создадим классный проект и построим по последнему слову техники. Свой дом, свой город, свою страну, свою Землю. Нужны архитекторы. А профессия архитектора всегда элитна.
Значит, неизбежно, следующая статья будет об элитах.
Инна Богословская