В Украине формируется новый субъект политики — общество. Но «наверху» этого еще не осознали, пытаясь по старинке подмять под себя все общественные процессы
В одной из дискуссий на тему, что сейчас происходит в Украине, родилась формула, которая, с моей точки зрения, может объяснить многие последние события в стране.
В Украине сегодня формируется новый субъект политики. Это – общество. Параллельно в качестве субъекта политики разрушается государство – старое, постсоветское, прогнившее сверху донизу. Политолог Сергей Дацюк сказал как-то гениальную фразу: «Если бы мир понял, что сейчас происходит в Украине, возможно, он перестал бы ей помогать».
Евромайдан дал старт в борьбе с постсоветским государством. С государством, которое не может обеспечить справедливый суд, гарантировать право частной собственности, защитить свои границы и так далее. С государством, для которого человек не цель, а средство для обогащения своры продажных политиков и чиновников. В последние недели эта борьба обрела новые формы: флешмоб TrashBucketChallenge, первая значимая победа проукраинских сил в Харькове, снос памятника Ленину в Кривом Роге и многое другое, что еще год назад казалось абсолютно невозможным.
Похоже, «наверху» этого пока не осознали. И все, кто имеет опыт работы в старой системе координат, по-прежнему пытается подмять под себя общественные процессы и управлять ими так, как это выгодно лично им. Не понимая, что времена другие, и управлять, как раньше, уже нельзя.Общественные процессы можно координировать и упорядочивать. Как в зрелых демократиях, где государство – слуга человека, а не наоборот. А вот ломать общество и выстраивать все процессы под себя, как это принято на постсоветском пространстве, бессмысленно. Украина избавляется от совка. Верю, что навсегда.
Всем тем, кто планирует работать с помощью старых методов, пора осознать, что повернуть время вспять невозможно. Общество не будет жить по правилам советского управления. Поэтому пора или переучиваться и создавать новые эффективные институты государства, или уходить в сторону.
Инна Богословская