В Украине принято если не врать по поводу евроинтеграции, то, по крайней мере, многое недоговаривать. Страны Восточной Европы, уже реально интегрированные в Евросоюз, позволяют себе оценивать евроинтеграцию намного трезвее и откровеннее.
Думаю, что украинскому обществу пошла бы на пользу дискуссия вокруг особенностей евроинтеграционного процесса. Только избавившись от иллюзий, Украина сможет избежать многочисленных ошибок, как это было допущено при излишне политизированном и форсированном вступлении страны в ВТО.
Интеграция в динамике
Начну с главного вопроса, а точнее — с главного ответа, который может снять многие вопросы читателей к автору: «Верю ли я, что Европа желает Украине добра?» Безусловно, верю.
Эта вера основана на обширном личном опыте общения с гражданами нынешней Единой Европы — высококультурной, комфортной, красивой, построенной людьми и для людей.
Личный опыт однозначно убеждает меня, что и среднестатистический европеец, и среднестатистический европейский политик — это доброжелательные, ответственные люди.
Но есть ли у этих, безусловно доброжелательных и ответственных людей, ответы на все вопросы? Давайте честно скажем, что нет. Иначе откуда бы взялись гигантских масштабов финансовые проблемы в еврозоне, серьезные социальные и расовые трения?
Сегодняшний мир быстро и жестко трансформируется. Страны, международные организации, корпорации, люди ищут себя в мире XXI века. Ищет себя Украина, ищет себя Евросоюз, ищет себя Россия, ищут себя США.
Уже понятно, что завтрашний мир будет «собран» совершенно по-другому — абсолютно не так, как он был собран в конце XX века, когда Украина получила независимость, а Единая Европа прошла через стремительную трансформацию.
Это на порядок усложняет процесс европейской интеграции Украины и требует способности оценивать процессы в динамике. Чтобы не бежать по шпалам за вечно уходящим поездом.
Нам нужно прийти в ту точку, где европоезд остановится через 10-15 лет. Чтобы спокойно сесть на него «на остановке», как когда-то сели наши соседи по Восточной Европе.
Критерии общего будущего
Что будет ценить Единая Европа завтрашнего дня и что должны хорошо понимать украинские политики любого политического лагеря?
Прежде всего, Европа будет высоко ценить умение придерживаться взятых на себя обязательств.
Нынешний долговой кризис, поставивший на грань существования евро и даже сам Европейский Союз, возник из-за неготовности ряда стран Еврозоны придерживаться взятых на себя конкретных обязательств, в том числе, по уровню дефицита бюджета. Есть и другие причины кризиса, но эта — основная.
Кризис вырос из популизма. Единая Европа будущего не захочет тащить на себе груз популистских обещаний отдельных национальных правительств. Никто не захочет за счет денег своих избирателей тащить «на буксире» миллионы чужих избирателей. Либо популисты уйдут из европейской политики, либо Единая Европа перестанет существовать.
Также Единая Европа будет ценить способность каждой из стран-участниц строить современную, жизнеспособную экономику.
Страна, на которую с надеждой смотрит вся Европа, — Германия сумела сохранить мощное, конкурентоспособное национальное производство. И если бы весь Евросоюз сегодня был таким, как Германия, Европе бы ничто не угрожало.
С другой стороны, очевидно, что возможности локомотивов Европы имеют предел. Германия и Франция не могут выполнить всю необходимую работу за других.
Безусловно, от будущих членов Евросоюза потребуется умение хорошо прогнозировать ситуацию, чтобы не втянуть в трудноразрешимые проблемы свои страны или своих партнеров.
Возьмем, к примеру, кризисную ситуацию вокруг Ливии. Просто, потому что она на виду и на слуху.
В рамках этой статьи мы не можем подробно говорить обо всех обстоятельствах ливийского кризиса. Можно констатировать одно — решение о внешнем вмешательстве принималось поспешно, на основании плохо проверенной и плохо обдуманной информации.
Не секрет, что военное вмешательство самым активным образом лоббировала Франция. В прессу также просочилась информация, что Париж получит за поддержку ПНС треть ливийской нефти.
Теперь посмотрим на последствия такого плохо продуманного «лоббизма» и слабостей прогнозирования.
Поломать легко, починить трудно
Последствия вмешательства дают мало поводов для радости и ливийцам, и европейцам.
В Ливии уже несколько месяцев идет кровавая и беспощадная гражданская война с применением самых тяжелых вооружений — вплоть до обстрела городов системами залпового огня. Эта война еще может продолжаться долго, не только потому, что многочисленные сторонники Каддафи унижены. Но и потому что в лагере «победителей» существуют огромные разногласия и раздутые аппетиты.
Позиции экстремистов резко усилились. Люди почувствовали «вкус крови» и «простых» силовых решений. Угроза терроризма для Ливии и окружающих стран многократно возросла. Зенитные ракеты «Стрела-2» — представляющие серьезную угрозу для гражданской авиации, исчезли в неизвестном направлении.
Жертвы среди мирного населения и страдания мирного населения только возросли, причем продолжают расти с каждым днем. Бои ведутся в основном в густонаселенных городах, зачастую варварскими методами. Пленных массово пытают и расстреливают. Окруженные города отрезаются от воды, электричества, медикаментов, поставок продовольствия даже со стороны Красного Креста.
Население некогда совсем небедной (по меркам третьего мира) страны столкнулось с голодом, разрухой и развалом системы здравоохранения. Иностранные специалисты (в том числе врачи) массово бежали из страны. Производство в стране практически остановилось. Зарубежные счета правительства размораживаются «по чайной ложке».
Ливия пока что получила вместо объявленных демократии и закона власть автомата, а вместо относительного благополучия — разруху. На деле своей судьбой ни ливийский народ, ни ливийские граждане не распоряжаются.
Все это происходит всего в нескольких сотнях километров от Евросоюза.
И вне, всяких сомнений, Евросоюз получил множество проблем.
В первую очередь, моральную проблему. Потому что Европа теперь ответственна за новое правительство, все его просчеты и военные преступления. Равно, как и за неизбежные на войне ошибки собственных военных.
Кроме того, финансовую проблему. Потому что на фоне долгового кризиса и сокращения бюджетных расходов, страны-участницы коалиции тратят деньги не совсем понятно на что.
К примеру, Великобритания уже израсходовала в 7 раз больше средств, чем планировала. И оппозиция уже поставила эти траты власти «на вид».
Европа получила и проблему беженцев. Эта проблема все больнее бьет по Италии, не получившей от интервенции дивидендов. Счет беженцам уже идет на десятки тысяч. Страшно представить, что было бы, если бы Европу не отделяло от зоны кризиса море. Миллионы беженцев?
Налицо проблема нестабильности в поставках энергоносителей на европейский рынок.
Обострилась проблема терроризма. Не только потому, что из Ливии бесконтрольно расползается современное оружие. Но и потому, что на расстоянии вытянутой руки от Европы появились тысячи людей, чьи родные погибли от бомбардировок. Потому что стало в разы больше бедных и озлобленных. Потому что спецы из различных силовых структур Каддафи начнут искать себе профессиональное применение.
Но вернемся к разговору о критериях.
О евростандарте и европерспективе
Критерий, которому я хотела бы уделить отдельное и пристальное внимание — соответствие единым европейским стандартам.
Это — вопрос вопросов и для нынешней Европы, и, конечно, для Украины.
Я убеждена, что эффективная внутренняя и внешняя политика Украины сегодня должны строиться на четком понимании — среднестатистическому украинцу давно уже мало просто не голодать и не жить в нищете. Люди ожидают от жизни, от страны и от власти намного большего.
Ни одна украинская власть больше не удержится за счет «раздачи гречки» и обещаний реформ. На дворе не 90-е. Людям надоело десятилетиями ждать обещанного, выживать и отказывать себе в самом необходимом. Они видят, что даже наши ближайшие соседи живут несоизмеримо комфортнее.
В Украине сформировался жесткий запрос на качественно новый стандарт жизни.
Поиск и выбор этого стандарта предопределяет европейский вектор развития Украины в XXI веке. Потому что ни Советский Союз, ни современная Россия не дают ответа на вопрос:«Как создать комфортные для современного человека общество и материальную среду обитания».
Россия остается и всегда будет оставаться для Украины важнейшим и ценнейшим партнером. Но при несопоставимо больших, чем у Украины, природных ресурсах, она не смогла даже приблизиться к европейскому качеству жизни.
Поэтому и нам, и России пора преодолевать постсоветский этап и переходить от постсоветских стандартов (в экономике, политике, праве) к стандартам более высоким и достойным человека.
Миллионы наших людей побывали в странах развитой экономики и демократии. Украинцы почувствовали на себе, что такое другие стандарты жизни, отдыха, самоощущения. Собственными глазами увидели прекрасные дороги, гостиницы с качественным сервисом, дружелюбных полицейских, безопасные парки.
Даже здесь, в пока еще некомфортной Украине, украинец заходит в супермаркет и имеет выбор. Он получает товары быстро и практически без очереди. Точно так же в нормальном кафе человека обслужат вежливо и быстро.
Но в родном ЖЭКе, как и в органах власти всех уровней, украинец ничего подобного не увидит. Там повсюду очереди, ругань, вымогательство, безответственность, произвол. Реакцию на любой контакт с украинской государственной машиной или с ее решениями можно охарактеризовать одним словом: «Напрягают».
Люди знают по своему опыту или по опыту живущих за рубежом друзей и родственников, насколько защищен человек на Западе — насколько защищены его личность, имущественные права, здоровье. И они больше не хотят мириться с тем, что в Украине любая из властей принуждает их жить в режиме: «Смотри, за тобой придут».
Или как пел когда-то Владимир Семенович Высоцкий: «Скажи еще спасибо, что живой».
Да, после кризиса Запад (я не имею в виду несколько сот крупных финансовых игроков или топ-менеджеров топ-компаний) станет жить несколько беднее.
Но, повторюсь, главный стандарт состоит все-таки не в количестве «материальных благ». Для Запада, с его уровнем доходов, это вопрос не самый критичный. Главное — в комфортной среде и ощущении защищенности, которое есть у западного человека, если он законопослушен и имеет работу.
Именно в силу этого чувства защищенности, западного туриста — по одному только выражению его лица, можно здесь узнать даже в большой толпе.
Фундаментальные различия в стандартах между нами и нашими соседями создают огромное напряжение в обществе. Любая власть, которая решит, что эти различия и это напряжение можно устранить только разговорами о евроинтеграции, глупа и недолговечна.
Майдан возник именно из запроса на новый стандарт. И оранжевая власть «провалилась» именно потому, что пыталась подменять реальное продвижение к этому стандарту пиаром. Я убеждена, что действующей власти тоже полезно извлечь урок из поражения оппонентов.
Украинцы хотят жить в стране, в которой политики делают то, что обещают. А обещают — исходя из простроенной на годы и десятилетия вперед перспективы.
Как ни «удивительно», того же от нас ждут внешнеполитические партнеры. Они ждут быстрого и реального продвижения Украины к европейским стандартам и ценностям. Продвижения по всем доступным Украине направлениям — идей, законов, технологий, товаров, энергоресурсов.
Но и от наших внешнеполитических партнеров реформаторски настроенные политики, украинские граждане ждут помощи в обозначении этой четкой перспективы. Я говорю ореальной, прописанной в документах перспективе вхождения страны в Евросоюз.
Нам нужен достойный и мотивирующий стандарт. Нам нужна реально достижимая цель, дающая достаточно энергии, чтобы прорваться сквозь вязкую, липкую и вонючую грязь украинской коррупции. И достаточно сил, чтобы сломить оголтелое сопротивление нашего чиновничества любым качественным переменам.
Инна Богословская