Инна Богословская: «Более страшного положения в стране трудно представить. Потому что страх у людей возникает именно тогда, когда они не понимают, что с ними будет завтра»

23.01.2009

На вопросы корреспондента «ИМК» ответила народный депутат, член парламентской фракции Партии регионов, председатель Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам расследования функционирования газотранспортной системы Украины и обеспечения газом потребителей в 2008-2009 годах Инна Богословская.

— Инна Германовна, сегодня можно уже сказать, с каким лицом Украина вышла из газового конфликта? Как Вы расцениваете подписанные в Москве договоренности?

— С перекошенным лицом, с дергающимися губами, глазами и руками. Ночь не спала, когда увидела пресс-конференцию Тимошенко и Путина. Реально, мне хочется сегодня одеться в траур и предложить то же самое сделать стране — одеться в траур по имиджу Украины, по ее экономике. Потому что все то, что сейчас сделала власть со своей страной, как говорил Жванецкий, — «после того, что власть наша сделала с нами, она просто обязана на нас жениться». Это как раз тот случай.

Более абсурдного, непродуманного, авантюрного поведения, чем то, которое продемонстрировали и Премьер-министр Украины, и Президент в газовом конфликте, трудно себе представить. Украина проиграла все, что можно было проиграть в этой газовой войне. И, к огромному сожалению, до сих пор мы даже не представляем себе тех длительных и тяжелых последствий, которые будут результатом проигрыша в этом газовом противостоянии.

— Можно уже говорить о конкретных цифрах — о цене на газ для населения, для предприятий?

— Когда было объявлено, что скидка к рыночной цене будет 20%, то рыночная цена — это минимум 450 долл. Это значит, что Украина получит в первом квартале этого года цену минимум 360 долл.

Утверждения, что это замечательный результат, который обеспечил Украине успех и победу, — это просто хорошая мина при плохой игре.

Если вспомнить, что в ночь с 31 декабря на 1 января можно было достичь договоренностей 235 долл. за газ и 1.8 долл. за транзит, и потом ночное совместное заявление Президента и премьера, что будет 201 долл. за газ и 2 долл. за транзит, — то срыв этих договоренностей — это был вызов, вновь брошенный России. После этого было безумие с принятием киевским судом решения о запрете транзитировать российский газ по старой цене.

Все это, конечно, вызвало обострение отношений, которое многие годы будет сказываться и на отношениях Украины с Россией, и на отношениях Украины с Евросоюзом.

— Установленная в таких рамках цена на газ приведет к повышению тарифов для населения?

— Совершенно очевидно, что действующая украинская власть сейчас управляет страной не самостоятельно, а по прямому указанию Международного валютного фонда, который нас прокредитовал. Ни для кого уже не секрет, что специалисты МФВ согласовывают практически все экономические шаги правительства.

В меморандуме с МВФ подписано, что внутренние цены на газ должны быть доведены до импортных. Это означает, что цены для потребителей должны быть равны той цене, по которой Украина будет закупать для себя газ. Это означает, что карманы практически всех семей останутся пустыми.

Если не следовать рекомендациям МВФ — не получим больше внешнего кредитования. Моя точка зрения — так и нужно делать. Но, к сожалению, нынешнее правительство настолько беспомощно и некомпетентно, что без костылей (внешней поддержки) оно вообще ничего не может сделать. И ожидать пересмотра в пользу понижения тарифов в этой ситуации не приходится.

А значит, они должны где-то в бюджете найти огромные деньги для сумм компенсаций населению. Этих денег нет. Сегодня промышленность, которая была основным поставщиком денег, налогов и валюты в страну, стоит на коленях. И заводы стоят и не работают.

Сейчас с невероятной скоростью вся страна мчится, как огромный состав, под откос. И сегодня получается, что нам, оппозиции, остается стать грудью на защиту родины и останавливать своими плечами этот несущийся поезд.

— В цифрах — насколько это отразится на платежах по коммунальным услугам?

— Если мы по 360 долл. закупаем газ, то по году мы должны дополнительно изыскать для расчетов только за газ 6,2 млрд. долл.

Если говорить о компенсациях населению, то в случае, если цены будут подняты до уровня импортных, как этого требует МФВ сейчас, то это порядка еще более 20 млрд. долл. может стоить бюджету. Но это невозможно, эта величина неподъемна для бюджета.

— Инна Германовна, в последнее время Парламент показал, что в принципе он работоспособен. Это говорит о том, что парламентский кризис в прошлом? Или это временное затишье во благо страны, чтобы побороть кризис?

— Я бы этот вопрос разделила на две части. Существует ли парламентский кризис? Конечно да, потому что объявлено о коалиции, которой на самом деле нет, и большинства в которой нет.

Второе. Существует ли парламентский кризис для избирателей? Уверена, что да. Потому что сегодня избиратели Литвина и Симоненко точно не понимают, что происходит: с одной стороны, их партии выступают как ярые критики существующей власти, но в то же время они этой властью и являются. Как у Салтыкова-Щедрина и у Гоголя: унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. И это свидетельствует о наличии политического кризиса.

Существует ли проблема законотворчества в Парламенте? Она сегодня уже — как раковая опухоль. Если спросите, что лучше: чтобы Парламент не принимал законы или чтобы принимал их, но такого качества как сейчас, то отвечу: лучше бы он их не принимал. Ведь принимаются законы по сокращенной процедуре, в которые «вбрасываются» непонятно какие нормы (как это было с законами о местных налогах, где предусмотрено большее, чем в 10 раз повышение рыночных сборов). Так это было и с законом о социальном взносе, где, вдумайтесь, регулировался бухгалтерский учет. Нужно помнить о сборе на собственников автомобильного транспорта, который также оказался в законе из совсем «другой оперы».

Сегодня в условиях политического кризиса в Парламенте и в правительстве процветает коррупция в таких размерах, в которых ее никогда не было. И нечистоплотные люди в этой нечистой воде ловят свою рыбку и создают для общества условия, которые еще больше увеличивают коррупцию в стране.

— Рада принимает законы, которые реально помогут стране выйти из кризиса?

— Откровенно скажу, что из всех законов, недавно принятых Радой, фактически ни один нельзя назвать антикризисным. Потому что даже те законы, которые под маркой «антикризисные» подаются, они решают локальные проблемы, но в то же время создают преграды для других субъектов бизнеса. Либо же под маркой «антикризисных» вообще проводятся новые коррупционные схемы.

И, откровенно говоря, действия нынешней власти я бы назвала очень просто — мародерством. С умирающей страны уже сдирают все, выдирают золотые коронки, состригают волосы для шиньонов. То же самое сейчас происходит с экономикой страны. Мародеры от власти добивают ее уже лежачую, требующую немедленной операции.

— Вы говорите, что коалиции нет. Какие перспективы ее работы?

— Совершенно очевидно, что сегодня Литвин испытывает уже очень большие политические сложности, и мы видим, что рейтинг его падает — потому что у избирателей начинается такая же шизофрения, как у самого этого блока. Нельзя одновременно любить и ненавидеть власть, бороться с ней и в ней находиться. Поэтому, я считаю, что те, кто стоят за Блоком Литвина (партий там нет, есть сообщество по интересам), в ближайшее время будут рассматривать варианты выхода из коалиции, поскольку нахождение в коалиции поставит их на грань возможного непрохождения в Парламент на будущих выборах.

Я уверена, что будут досрочные парламентские выборы, потому что страна еще год такого безумия власти не выдержит. И даже если политики не примут такого решения, то такое решение примет улица. А Украина в этом смысле страшна. Мы помним, что такое анархия. Не дай Бог, чтобы у нас опять была анархия. Лучше регулируемый политический кризис и выход из него, чем доведение ситуации до того, что люди начнут бить витрины, поджигать машины. Анархическая энергия у нашего народа очень велика, и лучше не играться с такой страшной силой.

— Как Вы понимаете название коалиции — Национального развития, стабильности и порядка? Они на это способны?

— В этой коалиции Тимошенко, как автор продукта, пыталась в своей обычной манере своровать у политических конкурентов все лучшее. Национальное развитие, стабильность и порядок — это лозунги Партии регионов. Это лозунги, к которым привык электорат нашей партии. И даже в названии этой коалиции они не нашли ничего более оригинального, чем своровать лучшие тезисы у своих политических конкурентов.

— Коалиция недееспособна потому, что начал разваливаться Блок «Наша Украина — Народная самооборона» или потому, что БЮТ с «НУ-НС» стали непримиримыми партнерами?

— Я могу сказать абсолютно серьезно, что у этого безумного неприродного союза есть только две основные причины. Первая — те бизнесмены и небизнесмены, которые дорвались до корыта власти, сегодня мародерствуют на этом поле и пытаются взять все, что можно, пока их не выкинули из власти.

Ни для кого не секрет, об этом говорят все люди, — такой коррупции как сейчас не было никогда, чиновники скоро будут брать деньги за воздух. Что творится в судебной системе, мы уже видели и на примере судьи Зварыча и на примере киевских судов, когда возник вопрос досрочных выборов.

То, что творится в Кабинете Министров, не поддается никакой логике — к нам поступают уже жалобы о том, что ни копейки даже субсидирования на местные бюджеты нельзя получить без откатов и взяток.

Это все свидетельствует о том, что первая мотивация — использовать бюджетные деньги и властный ресурс для набивания карманов и для личных корыстных целей, а также для бюджета на будущие выборы.

Я хочу подтвердить тезис Виктора Януковича: есть большая надежда, что это последняя оранжевая зима, но ее надо пережить.

— Без перевыборов никак не обойтись?

— Нет. Вариантов достучаться до разума или до сердца парламентариев, которые сегодня торгуют каждым своим голосованием и которые создали это немыслимое большинство, без досрочных парламентских выборов в этом кризисе нет.

— А как насчет того, что выборы могут не изменить состав Верховной Рады…

— Нет, выборы, безусловно, приведут к смене власти, это абсолютно точно. Это понятно даже всем простым людям. Если раньше они были уверены, что ничего не поменяется, то теперь они говорят: «Господи, да хотя бы пришли те, кто умеет порядок хоть какой-то навести в стране и показать хоть какую-то перспективу».

Сегодня, к огромному сожалению, никто не знает, что будет завтра. Более страшного положения в стране трудно представить. Потому что страх у людей возникает именно тогда, когда они не понимают, что с ними будет завтра. Оранжевая власть за четыре года показала, что не только разрушила все, что было, но и впереди создала такую пропасть, что никто из граждан и никто во власти не может ответить, что их ждет в будущем.