Еще только правительство утвердило проект госбюджета на будущий год, еще этот документ не увидел свет, еще только Ющенко заявил, что требует учесть в документе его личные социальные инициативы, как пропагандируемая им политическая сила категорично заявила: бюджет после «их» победы будет переписан.
Помимо воли возник вопрос: какой-какой победы? А потом я вчиталась в тексты заявлений по поводу бюджета этих «специалистов», и смеяться расхотелось. Понятно, конечно, что избирательная кампания в разгаре, что обещать можно что угодно. Все равно ведь никто не сможет разобраться в очередных майданных лозунгах.
С одной стороны нам вещают, что проект бюджета наполнен социалкой и является отражением предвыборной программы Партии Регионов, а с другой говорят, что «не поднимаются ни пенсии, ни заработные платы – ничего». Первых хочется спросить: а чьи обещания должна выполнять партия, которая набрала больше всего голосов на выборах и участвовала в формировании правительства, а значит, и ответственна за разработку бюджета? Наверное, трудно себе представить, чтобы лейбористы, выиграв выборы в британский парламент, начали воплощать там предвыборную программу консерваторов. (Естественно никаких параллелей – Британия упомянута только в качестве примера).
А вот тем, кто «не поднимаются ни пенсии, ни заработные платы – ничего», отвечу подробнее.
Философия проекта бюджета на 2008 год совсем иная, нежели в минувшие годы. Авторы в этот раз постарались не «затыкать дыры», отвечая на сиюминутные вызовы, а попробовали посмотреть в перспективу. Остановлюсь на нескольких показательных моментах, вызвавших наибольшую заинтересованность украинского общества.
Во-первых, мы предложили не ограничиваться популистской разовой помощью при рождении ребенка, которая так и не привела к увеличению рождаемости, а только добавила проблем. Комплекс программ, заложенный в проекте бюджета, призван обеспечить уверенность родителей: помощь не кончится внезапно, как кончается выплаченное пособие. Государство будет поддерживать семью и пока ребенок в младенческом возрасте, и когда он пойдет в школу, и в то время, когда будет получать высшее образование, и, даже когда пойдет на первую работу.
Далее. Правительство отказалось от политики дешевой оценки рабочей силы – в проекте бюджета заложено значительное повышение доходов граждан.
Точно так же формируется прогресс в пенсионном обеспечении. В проекте бюджета вы найдете не только механизмы ликвидации пенсионной уравниловки в 2008 году. Здесь закладывается фундамент пенсионного благополучия тех, кто только готовится выйти на пенсию. Или, даже тех, кому об этом думать рано.
Проект бюджета также предусматривает миллиардные инвестиции в самолето- и машиностроение, космические разработки, сельское и жилищно-коммунальное хозяйство. Тем самым закладывается основа для стремительного развития этих отраслей. А значит – для создания новых предприятий и новых рабочих мест.
Наконец, обращусь к самой близкой мне теме – предпринимательству. Государство не заработает деньги для малого и среднего бизнеса. Бизнес должен сделать это сам. А государство только обеспечит стабильность и прозрачность правил игры. Именно эта концепция лежит в основе бюджетного проекта.
Сказанное выше касается только малой части тех системных реформ, которые закладываются новым бюджетом. Но, повторюсь, смысл всех изменений – создать платформу для роста, заложить основы для развития и страны, и каждого ее гражданина. И у меня есть твердая уверенность, что так оно и будет.
Инна Богословская,
Профиль, №5 22 сентября 2007 года