Дворцовые перевороты

29.05.2007

Вдохновляющая музыка рекламного ролика партии «Віче», «прокручивающаяся» во времена избирательной кампании 2006 года на телевидении, по-прежнему слышна в словах лидера «Віче» Инны Богословской. Рассказывая о «корнях и последствиях» сегодняшнего политического кризиса в стране, констатируя проявление в украинской политике элементов экстремизма, она продолжает надеяться, что температура в Украине все-таки снизится, и будут достигнуты договоренности о досрочных выборах. Тем более, когда «демпфером» между противоборствующими силами может стать именно ее политическая сила. О своем видении происходящего в Украине И.Богословская рассказала в эксклюзивном интервью корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ.

— Как Вы оцениваете эффективность совместной рабочей группы по урегулированию политической ситуации в Украине? Можно было бы вообще обойтись без создания такой группы?

— Я считаю, что без создания этой группы обойтись было невозможно. Во-первых, благодаря тому, что она работала, многие поняли, что провести просто так, с наскоку, выборы нельзя. Ведь существующего в стране законодательства по проведению досрочных выборов абсолютно не хватает для законного их осуществления.

Во-вторых, необходимость общаться и находить общий язык – это важный атрибут любой демократии. На постсоветском пространстве главным нашим недостатком является то, что мы не умеем коммуницировать и находить компромисс. Поэтому существование такой группы – это один из показателей того, что мы выходим на демократизацию и учимся друг с другом общаться даже в условиях жесткого противостояния. И это очень важно.

В-третьих, никто и не надеялся, что рабочая группа найдет политическое решение сегодня. Она должна была разработать изменения в действующее законодательство, которые бы обеспечили проведение честных, демократических и прозрачных выборов. А что касается политического решения вопроса, то он должен быть решен между Премьер-министром и Президентом. И спикером, безусловно, в некоторой части.

— Существуют слухи о создании в будущем парламенте коалиции в составе «Нашей Украины» и Партии регионов. Как вы расцениваете такую информацию?

— На самом деле, у нас недостаточно информации о том, ведутся ли такие переговоры, и какова их глубина. Но могу сказать, что с точки зрения интересов Украины – это, безусловно, единственный конструктивный путь ее развития. Кстати, партия «Віче», которую я имею честь возглавлять, еще несколько лет назад заявила, что следующая политическая конфигурация в парламенте Украины должна и может быть создана только по принципу широкой коалиции. Однако следует отметить, что для того, чтобы «регионы» и «Наша Украина» чувствовали себя более уверенно в совместной команде, необходимо иметь одну или две меньшие политические силы, которые всегда бы могли стать между ними своеобразным демпфером.

— В частности, какие партии могли послужить таковыми?

— Во время выборов в 2006 году, очевидно, это были «Віче» и блок Литвина. Но так как нас не пустили тогда в парламент, то так и получилось теперь. Сейчас в парламенте ситуация, когда к кирпичу пытаются прилепить стекло, а ведь должна быть еще и рама между ними. Иначе ничего не получится. Поэтому с точки зрения всей страны объединение в парламенте «Нашей Украины» и Партии регионов необходимо. Любая «одноцветная» власть – это не на пользу государству, обществу и каждому человеку в отдельности.

— Начала ли подготовку к выборам партия «Віче»? Что она ожидает от них?

— Безусловно, мы готовимся к выборам и понимаем, что скорее всего они таки будут. Хотя до сих пор нельзя исключить возможность, что избирательный процесс так и не будет реализован. Существуют 10-15%, что досрочные выборы все-таки не пройдут. Честно говоря, учитывая сегодняшние общественные и политические условия, ожидать коренных изменений во власти не приходится. Мы готовимся и уже для себя определили, что после этих выборов «Віче» должна быть стопроцентно представлена в парламенте. Для этого мы будем выбирать конфигурацию, которая позволит иметь стопроцентную уверенность в том, что наши депутаты будут в составе будущей ВР. Я думаю, что настало время, когда умные молодые люди наконец-то должны попасть в парламент. И большой недостаток сегодняшней Рады заключается именно в том, что там нет «вечников». Наша задача – завести «вечников» в новый парламент.

Хотелось бы также подчеркнуть, что конструкция нашего участия в перевыборах будет формироваться в зависимости от тех условий, при которых будут проходить досрочные выборы. Сегодня тот, кто вам говорит, что он знает, по какой конструкции будут реализовываться досрочные выборы, просто врет. Нет ни одного человека в Украине, который бы знал, как они пройдут на самом деле.

— Назовите, пожалуйста, возможных Ваших союзников на выборах?

— Единственным, кто не может быть нашим союзником, — это Блок Юлии Тимошенко. Мы считаем, что нельзя допускать в современном политическом пространстве Украины экстремизм. Это политическая группировка является экстремистской по своему наполнению.

— Вы можете прокомментировать последние перипетии в судебной ветви нашей страны? В частности, увольнение судей Конституционного Суда?

— В сегодняшней ситуации следует видеть корни и последствия. Корнями того, что сегодня происходит в судебной системе Украины, является ее более ранний развал. Поэтому, в первую очередь, Украине нужна реформа судебной системы.

Кроме того, отмечу, что громче всех «Держи вора!» кричит сам вор. У нас получилось так, что сам Президент, как гарант Конституции, стал ее нарушителем. Он издал неконституционный Указ о роспуске Верховной Рады, не имея для этого никаких конституционных оснований. Это, в свою очередь, стало огромным давлением на КСУ, который должен был решить, конституционным или неконституционным является Указ Ющенко. Однако предусмотреть вердикт суда можно было легко. И я Вам скажу, как юрист, что нет никаких оснований считать президентский Указ о роспуске ВР конституционным согласно действующей в Украине Конституции.

Безусловно, после этого стало понятно, что экстремистская группа из окружения Ющенко (хотя в его команде присутствуют одновременно и очень умные люди, и авантюристы, и экстремисты) толкнула Президента на путь, из которого его теперь очень тяжело вытянуть. Я думаю, что он уже сам понимает, что стал жертвой этой политической авантюры. То, что случилось с КСУ, — это давление на него с тем, чтобы он не смог принять никакого решения. Это прямое вмешательство, очень грубое нарушение украинского законодательства. И если ты уже осознаешь, что решение будет не в твою пользу, ты должен иметь честь и суметь при любых обстоятельствах принять его.

Поэтому Ющенко необходимо выйти из этой сложной ситуации и при этом сохранить моральное, юридическое лицо, лицо главы государства. Это огромный вызов Президенту. Я думаю, что все украинское общество, исключая только некоторых экстремистов, заинтересованных в том, чтобы все горело в стране, должно помочь главе государства выйти из этого кризиса.

Кстати, решение Верховного Суда в 2004 году о проведении третьего тура президентских выборов было абсолютно незаконным. Но на то время, оно было единственным возможным путем, на который стали все стороны. Именно тогда я и мои коллеги выступили с обращением не идти на третий тур, а с призывом понять, что следует провести новые выборы Президента. Ведь когда Президент приходит к власти с нарушением законов, то эта болячка впоследствии проявляет себя весь его президентский термин. Таков закон политического жанра. Однако тогда, в 2004 году, понимая, что решение не находится в рамках Конституции, все признали все-таки его, хоть и осознавали, какое давление осуществляется на судей.

Говорю с уверенностью, что при любых условиях, в любом государстве должен существовать орган, который сможет определить конституционность действий. Особенно действий высших эшелонов власти. Уничтожение такого органа провоцирует уничтожение всего государства. Таким образом осуществляется переворот.

— Тогда, по Вашему, чем отличаются события 2004 года от 2007?

— События в 2004 году можно назвать буржуазно-демократической революцией, а события 2007 – попыткой дворцового переворота со стороны президентской ветви власти. Этот переворот вызван не обществом, а отдельной частью политикума, которая недовольна результатами последних выборов и не умеет работать в оппозиции, поэтому она при любых условиях рвется только к власти.

— Вы можете спрогнозировать дальнейший ход событий в украинской политике?

— Я очень надеюсь, что температура все-таки снизится, и будут достигнуты договоренности о досрочных выборах. Хотя я считаю, что это было бы неправильно для Украины. Мы уже начали терять от этого. Но из сегодняшней ситуации, к великому сожалению, можно выйти только путем перевыборов.

В то же время, хочу подчеркнуть, что сами досрочные выборы ничего не решат. Только если изменить избирательное законодательство, можно будет признать результаты этих выборов. Ведь при существующих законах какой-либо субъект избирательного права сможет обжаловать перевыборы в суде и выиграть это дело.

То есть на выборы идти надо. Хотя, с другой стороны, согласно действующему законодательству, идти на выборы нельзя, потому что они будут сфальсифицированы, обжалованы и вызовут только негодование и очень большое противостояние в обществе. Получается, что единственный мирный путь — это изменить законодательство. И это как минимум. Правильнее было бы, вместе с тем, принять Закон о Президенте, почистить Закон о Кабмине и, конечно, внести изменения в Конституцию, чтобы там прописать процедуру роспуска парламента по его собственной или президентской инициативе. Пойти на роспуск парламенте только на основе Указа Президента – очень опасно, потому что мы, таким образом, закладываем прецедент, который в будущем может быть использован любым Президентом. Например, в ситуации, когда главе государства просто не понравится парламент и он захочет, несмотря на Конституцию, распустить его.

 

«ЛIГАБiзнесIнформ»

26.05.2007