Для новейшей истории Украины прошлый год был знаковым. А у нас, как всегда, говорят обо всем, кроме главного. 2006 год развеял три мифа и принес одно очень показательное событие, вообще никем не отмеченное
В гостях у «АиФ» лидер партии «Віче» Инна БОГОСЛОВСКАЯ рассказала о риске, который может себе позволить политик, о главных выводах 2006 года и об опасностях, подстерегающих Украину, если она потеряет бдительность.
Мифология политики
— Для новейшей истории Украины прошлый год был знаковым. А у нас, как всегда, говорят обо всем, кроме главного. 2006 год развеял три мифа и принес одно очень показательное событие, вообще никем не отмеченное.
Прежде всего, именно в 2006-м, а не в январе этого года, Европа совершенно очевидно дала понять, что не скажет Украине ни да, ни нет. Кстати, подтвердив прогнозы нашего «Плана развития страны» о том, что ЕС будет трансформироваться еще лет 15 и поэтому ни о каком расширении с включением Украины речи быть не может. Посудите сами: все расширение ЕС последних лет шло за счет поглощения родственных культур. Это были страны с католической религией, частной собственностью, и т.п. В эту схему не вписываются мусульманская Турция и полуправославная Украина. Они будут стоять на пороге Европы бесконечно. В общем, Европа «нас не хочет», с Россией объединяться нельзя — это спровоцирует сильные протестные настроения на западе страны. Поэтому единственный выход — нейтральный статус.
Второй развеянный миф — что Украину можно вопреки воле большинства населения втолкнуть в НАТО. Жизнь показывает нашу правоту. Нельзя в стране что-либо продавить, если внешняя политика «разрывает» страну изнутри.
— А какой третий миф?
— Что «оранжевые» все-таки станут властью. Парламентские выборы и формирование коалиции в очередной раз доказали, что не могут стать командой люди, которых объединяло только общее желание прийти к власти.
«Готовься отдать все»
— Сегодняшние политические рейтинги слабо отражают надежды и нужды среднего класса. Где он вообще?
— Не бывает политики без энергии денег. Какие капиталы сейчас стоят за Партией регионов — понятно, за Тимошенко — в общем тоже понятно. Если средний класс хочет оказаться там, куда его запихивают, — все, спим. Я лично поставила на выборы 2006 года все. Выгребла до последнего все деньги, которые у меня были, не оставив ничего семье на черный день. Очень важно, чтобы в каждом регионе появилось хотя бы по два человека, которые способны на такой шаг. Любой человек знает: чтобы отстоять свои права, нужно чем-то рисковать. К среднему классу это относится точно так же.
— Не очень оптимистичный пример получается — все ли готовы так рисковать?
— Это нормальный пример. Не бывает в жизни по-другому. Если хочешь чего-то добиться — ты должен быть готов отдать все. Вот НЗФ — живой пример. Когда мы летели туда, никто не верил, что что-то можно изменить. Вся государственная машина работала против: ведь Тимошенко тогда была премьером. Вся моя семья тогда была готова к тому, что меня арестуют. Когда мы ехали в Никополь, я Виктору Пинчуку говорила: «Вы должны понять, что отстаиваете интересы не одного завода и не свои права, а интересы частного бизнеса в принципе. Если они сейчас расколют этот орешек, то дальше все пойдет как снежный ком».
— Кстати, с Пинчуком вас постоянно связывают. Вы действительно его поддерживаете или он вас?
— Да, как меня только не называют, упоминая вместе с Пинчуком, — по определению ваших коллег я просто состою у него на службе. Я все хочу у него спросить, где же мои деньги. (Смеется). На самом деле я защищаю его, как любого другого представителя бизнеса в этой стране. А он поддерживает меня как политика, защищающего интересы бизнес-класса. Но, конечно, Пинчук не спонсирует ни общественное движение «Вече Украины», ни партию «Вече». И НЗФ мы защищали не как завод Пинчука, а как предприятие, которое государство хотело незаконно отнять. Если бы тогда государству это удалось — возник бы прецедент, и мне страшно даже подумать, чем все закончилось бы.
Общество винтиков
— Сейчас оппозиция говорит о возможности внеочередных парламентских выборов. Вы видите перспективу для своей партии в новом парламенте?
— Кто сейчас проходит в парламент, видно по соцопросам. У кого 1% и выше — есть шанс, ниже — нет. Если будут досрочные выборы, «Вече», безусловно, проходит в парламент. Но надо быть совершенно бессовестными людьми, чтобы толкать Украину на такие выборы.
— Политики могут заиграться до такой степени, чтобы снова вывести людей на улицы?
— Вряд ли. Хотя надо признать, что в лице БЮТ в Украине появилась национал-социалистическая партия. Кстати, это и есть то событие, о котором все промолчали. Когда Лемьер на идеях солидаризма взял во Франции 20% голосов, вся Европа забила тревогу. У нас БЮТ, в программе которого сегодня четко прописаны идеи солидаризма, предтечи национал-социализма, побеждает с 20% в Украине — и все молчат. Мне говорят, что я преувеличиваю, но если выжать из программы БЮТ суть мы получим, что главный приоритет — это общество. Стратегию его развития определяет власть, а если человек делает что-то, что не укладывается в эту парадигму, то он должен быть отдан в жертву общественным интересам. Человек-винтик — мы все это проходили. Неужели нужно до крови удариться лбом о стену, чтобы понять, с чем играем?
Любить платить
— Давайте посмотрим, что происходит сейчас в экономике. В каком она состоянии?
— К сожалению, в налоговую вернулась старая система взаимоотношений. Но с экономикой все не так плохо, потому что руки у власти не доходят до прямого административного руководства ею. Вообще, Партия регионов реально заинтересована в глубоком реформировании экономики. Ведь это несколько бизнес-групп, интересы которых выходят за пределы Украины. Часть личных экономических интересов этих людей совпадает с экономическим интересом страны в целом. Главное желание премьер-министра, четко артикулируемое среди элит, — сде-лать из Украины восточноевропейско-го экономического тигра. Но я четко могу сказать, что пока финансово-экономическим блоком правительства руководит Николай Азаров, это нереально. Он — блестящий менеджер планово-административной экономики, но нам нужна рыночная.
— Вы за свою киевскую квартиру по новым коммунальным счетам уже заплатили?
— Да, конечно.
— Как юрист, вы советуете платить или рекомендуете подождать?
— Дело не в этом. Во время избирательной кампании Команды озимого поколения моей любимой песней была «Любить платить». Человек, который способен платить, должен уметь платить. И это очень важно. Когда ты, постоянный клиент, отказываешься от скидки у продавца на рынке, и искренне объясняешь, что будет лучше, если он отдаст кусок мяса нуждающемуся, — он так и сделает. Мы же пытаемся что-то изменить все время. Если ты ничего не готов в этой стране менять — уезжай. Это относится ко всем: и к олигарху, и к уборщице — в Италии она заработает больше. Все, кто может платить, — обязаны это делать, а кто не в состоянии — должен получить субсидию. Хотя, если навести порядок в ЖКХ, то тарифы можно будет существенно снизить.
Подготовила Анна НЕСТЕРОВА