Вопросы журналистов на встрече с главой Госпредпринимательства И.Г. Богословской в Харькове 14.11.2003г.

02.12.2003

Ваши поездки – это попытка найти поддержку в регионах?

Нет, я не ищу поддержки, я создаю коммуникацию. Я считаю вообще, что Комитет должен быть тем органом, который является главным коммуникатором между властью и бизнесом. Для нас важно иметь оперативную информацию от бизнес-среды и, соответственно, передавать информацию о том, что происходит бизнес-среде. Для построения грамотной работы очень важно иметь свежий мониторинг, знать, что же происходит во взаимоотношениях бизнеса с властью. Для этого и функционирует Комитет, для этого проводятся подобные встречи. Мне, как руководителю Госпредпринимательства необходимо слышать точку зрения бизнеса на то, как они оценивают сложившийся бизнес-климат, что бизнес видит необходимым сделать для его улучшения? Какие острые проблемы требуют сиюминутного вмешательства, а какие являются стратегическими, требующими длительной работы.

Вы с этой целью собираетесь объехать все области Украины? Какие регионы следующие?

Да, следующими до нового года будут: Луганск, Запорожье, Ивано-Франковск, Одесса, Николаев.

В связи с бюджетным процессом возникает много вопросов по упрощенной системе, как Вы прогнозируете – пройдут ли Ваши инициативы через Верховный Совет?

Прежде всего, я надеюсь, что ставки упрощенной системы никто не тронет в бюджетном законе. Я думаю, что мы найдем компромисс потому, мы уже провели круглый стол с комитетом ВС по вопросам предпринимательства. Мы все это время тесно работаем с Министерством финансов, с депутатскими группами и фракциями. Ближайшие два месяца ноябрь, декабрь у меня расписаны как встречи со всеми фракциями и со всеми профильными комитетами. Это очень серьезная работа, но, надеюсь, мы найдем компромисс.

Как Вам кажется, крупные бизнесмены понимают проблемы малого бизнеса?

Нет, абсолютно не понимают. Проблема нынешнего Верховного Совета сейчас в том, что мелкий и средний бизнес в нем практически не представлен. И проблемы упрошенной системы, в том числе в том, что депутаты просто совершенно из другой сферы. Они представляют крупный и гигантский бизнес в украинских масштабах. Они не знают этой проблематики, она их не касается, она их не беспокоит. Я пытаюсь донести до них, что если не будет создаваться прослойка среднего, малого бизнеса, то и крупный бизнес сам когда-нибудь рухнет. Крупный бизнес должен иметь очень серьезную социальную подушку, которой и должен служить малый и средний бизнес и средний класс. И очень тяжело добиться понимания. Предприниматели анемично себя повели во время выборов, и получают сейчас результат в Верховном Совете. Сейчас я пытаюсь максимально сделать для бизнеса с помощью Комитета и надеюсь, не проиграю. В конечном итоге я же не одна, миллионы людей, которым это нужно. Если не удастся нам это решить спокойно и мирно, будем тогда обращаться к бизнесу и просить поддержки.

Еще хочу сказать, что очень важно принять до конца года закон о едином социальном налоге или как сейчас его называют, о едином социальном взносе. Позитивно то, что начали реформу по заработной плате, но ничего не будет, если будут такие социальные отчисления, если будет такая отчетность, если будет такой беспредел в оперировании средствами социальных фондов. Поэтому, тоже мы провели круглые столы, находим взаимопонимание. Есть три закона о введении единого социального взноса в Верховном Совете. Нам представляется хорошим законопроект депутата Хомутинника. Появляется взаимопонимание с социальными и  с Пенсионным фондом.

Инна Германовна, на одной из конференций Вы сказали, что Вам скучно работать в исполнительной власти, как Вы можете это прокомментировать?

Нет, я сказала, что это мой первый опыт работы в исполнительной власти. Это действительно так. Естественно, я в нее пришла не с улицы, и работа в политике и в бизнесе давали представление, что это за система. Но четыре месяца работы в системе доказали мне общеизвестный факт: если система сама построена неверно, то в отдельно взятом месте, либо в отдельно взятом секторе навести порядок невозможно. Можно поправить, можно как-то это оптимизировать, но работать оно так, как должно работать, не будет. К сожалению, вся система исполнительной власти в Украине построена сегодня по смешанному административно-ручному принципу. За четыре месяца работы в Госкомитете мне стали видны все изъяны устройства административной системы Украины. И то, что мы говорим уже 12 лет о необходимости административной реформы, что я знаю из личного опыта, что если мы не проведем административную реформу, ничего не будет, а рост экономики будет временным.

Своим друзьям я уже говорила, что если меня закрыть на месяц в глухой комнате, я за месяц напишу административную реформу даже с бюджетом для нее. 80% бумаг, которые проходят через Комитет, не нужны вообще. Думаю также 80% законов, которые проходят сейчас через Верховный Совет – это поправка на поправку и так далее. Сейчас отсутствует четкая стратегия развития, ранее была стратегия обретения независимости, ее мы получили, но что дальше с ней делать еще никто не понял.

Так у нас для административной реформы не хватает пустой комнаты?

Нет, но я человек системный, я готова написать админреформу. Есть люди, которые готовы написать реформу топливно-энергетического сектора. Есть люди, которые готовы написать реформу внешней политики. Так, потихоньку можно все сделать.

Как на региональном уровне осуществляется поддержка предпринимательства?

В Украине существует Украинский фонд поддержки предпринимательства. Кстати, его с июля месяца возглавляет тоже харьковчанка Ирина Горина. Задачей этого Фонд является реализация программы поддержки малого бизнеса. Централизация в городе Киеве всего, что есть в Украине, с моей точки зрения, является ошибочной. Поэтому, первое, что было сделано мною, когда я пришла в Госкомитет, и первое, о чем мы говорили с Ириной Гориной, когда она стала руководителем Фонда — это развитие региональных структур Фонда. Чтобы приблизить тендеры, деньги, программы по поддержке предпринимательства к потребителю. Чтобы выделялось на регион 200, 300 тысяч в уставной фонд, которым имеет право пользоваться городской или региональный фонд, пусть уже на месте, ближе к тем, кто реально этим будет пользоваться, распределяются эти денежные потоки. В этом году бюджет Фонда предпринимательства составил 50 миллионов гривен на 50 миллионов населения. Это очень мало, для понимания — бюджет такого фонда в Соединенных Штатах Америки 70 миллиардов долларов, 1,2 миллиарда в Польше. К моему приходу в Комитет уже было использовано 17 миллионов без единого тендера, без единого конкурса. Раньше на одну заявку, на один лот по кредиту было две заявки со всей Украины, сейчас это – десятки заявок только потому, что мы стали публиковать эту информацию, стали проводить, встречи с журналистами, стали печатать эти сообщения. Любая государственная услуга должна быть максимально приближена к потребителю.

Как мы понимаем, этот фонд является государственным?

Украинский фонд поддержки предпринимательства создан при Госкомитете по предпринимательству, он не является государственным учреждением.

Инна Германовна, в чем заключается поддержка из Фонда поддержки предпринимательства?

Все программы мы разделили на примерно равные три части. Одна часть – это кредитование. Когда я пришла работать в Комитет, обнаружила, что у нас существует такое понятие, как безвозмездная финансовая помощь. По четыре, пять миллионов гривен субъектам предпринимательства выделялось за счет бюджетных средств. Причем, когда мы берем протоколы, то оказывается, что сначала эти деньги выдавались как кредит. Потом принимается решение наблюдательного совета, что этот кредит становится беспроцентным. А третье решение в отношении одних и тех же денег, что этот кредит становится безвозмездной финансовой помощью. О какой стимуляции бизнеса мы можем говорить, когда создается просто неконкурентная среда. Поэтому, я запретила такой вид финансовой поддержки как безвозмездная финансовая помощь. Разработан механизм, по которому будет оказываться поддержка. И этот механизм на следующий год будет выглядеть таким образом: до трехсот тысяч гривен кредит под 7% годовых под ставку реинвестирования Национального Банка, будут получать субъекты микробизнеса. Эти кредиты могут выдаваться начинающим структурам. Кредиты, превышающие эти суммы, будут выдаваться по схеме возмещения фондом процентной ставки по кредиту. Они выдаются через уполномоченный банк, и Госкомитет компенсирует ставку до семи процентов, то есть, разницу. Это один вид. Второй вид состоит во внесении страхового взноса за страховку кредита. И третье – это гарантийный фонд, который будет создаваться под выдачу гарантий под кредиты. Для уменьшения рисков мы все кредиты будем выдавать не напрямую, а через банки, уже имеющие опыт работы по микрокредитованию, за счет чего там будут выполнены процедуры контроля и мониторинга.

Еще один способ, который мы сейчас прорабатываем и который на западе используется очень активно — это проектное кредитование. Когда выдается кредит под проект, и кредитор выставляет менеджера, который управляет этим проектом. Все время, когда проект финансируется кредитом, этот менеджер осуществляет функции финансового и управленческого аудита, находясь внутри проекта. Это очень хороший метод. Он по эффективности – максимальный согласно опыту финансирования в восточной Европе. Но, перед таким механизмом финансирования, следует научить менеджеров таких проектов работать. Треть денег будет тратиться напрямую на кредитование. Треть денег будет тратиться на программы обучения. Но нам не нужны новые лекции и семинары, они неэффективны, нужны новые способы обучения. Это то, во что мы будем вкладывать бюджетные деньги, понимая, что если мы научим три, четыре, пять десятков тренеров, которые умеют правильно проектировать определенный процесс, а дальше будут уже идти работать. Более того, мы заметили колоссальное повышение активности тех, кто уже работает в бизнесе. И третий сегмент – это создание инфраструктуры бизнеса — бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, отдельных бизнес-офисов. К сожалению, очень многие бизнес-центры и бизнес-структуры, которые создавались за гранты на протяжении двенадцати лет независимости Украины, они умирают вместе с окончанием гранта. Это значит, людей не обучают работать, зарабатывать этим деньги, а учат только пользоваться. Наша задача – таким образом учить и таким образом создавать эти центры, чтобы с окончанием бюджетного финансирования, грантового финансирования, они были способны нормально работать на рынке консалтинговых услуг. Это консалтинг, это бизнес-консалтинг. Емкость рынка колоссальная, это я Вам как профессионал и владелец консалтинговой компании говорю. Деньги там можно зарабатывать большие. И как минимум, лет 15 еще эти услуги будут востребованы. Поэтому, наша задача толкнуть, фактически, людей к тому, чтобы они научились действовать в рыночных условиях.

Инна Германовна, многих предпринимателей сейчас волнует вопрос экспортно-импортных деклараций, что делается в этом русле Комитетом?

Своей деятельностью в этой сфере мы прямо улей расшевелили, чему я очень рада. Благодаря тому, что нами была поднята эта тема, мы получили распоряжение Президента, на таможне проведено очень много проверок и обнаружены многие места контрабанды, и сотни миллионов гривен мы получили в Бюджет. Кроме этого начались двусторонние переговоры со многими странами с максимальным уровнем импортных операций по вопросам предоставления копий их вывозных таможенных деклараций, которые станут основанием для ввоза продукции в Украину. Кроме всего прочего, как переходной период перед введением экспортно-импортной декларации, сейчас ведутся переговоры с большинством наших крупнейших стран-поставщиков о том, чтобы на инвойсах при выходе продукции с их границы ставился штамп таможни. Это тоже уже будет свидетельствовать, что поменять номенклатуру, стоимость и количество, будет невозможно. К слову, в Украине действуют таможенные коды, гармонизированные с 96-го года, у нас негармонизированные коды. Но, уже сегодня мы имеем очень хорошую тенденцию и, я думаю, через год у нас будет этот вопрос решен.