Доклад И.Г.Богословской «О стратегии государственной политики развития предпринимательства в Украине» на заседании Общественной коллегии Госпредпринимательства Украины (стенограмма выступления)

15.10.2003

Я вам очень признательна, что вы нашли время и собрались здесь. Хотелось бы найти инструмент сотрудничества, который бы принес пользу и общественным организациям, и предпринимателям, и Комитету. Главная роль Госкомитета — стать мостиком между властью и предпринимательством, стать той структурой, которая должна передавать сигнал от предпринимательской среды к власти, и наоборот. Также задача Комитета — находить компромисс между разными сторонами. Общественные организации могут и должны играть в этом процессе главную роль. Сейчас хочу вам описать видение стратегии развития предпринимательства Комитетом. Надеюсь, что и Комитет будет получать удовлетворение от работы в тех направлениях, которые я сейчас вам представлю.

 

Не перечеркивая всего сделанного в Комитете до меня, хочу сказать, что исчерпана та главная тема, в которой преимущественно велась работа. Упрощенная система налогообложения — это микробизнес, и действия Комитета были направлены в основном на работу с микробизнесом, с малым бизнесом. Но ниша, которую сначала занимали действительно микробизнесмены, уже не является прежней: на рынках стоят уже не предприниматели, а люди, которые сами себя называют «рабы», и это наша действительность, и мы должны с этим что-то делать. В то же время создается бизнес, который начинал с микробизнеса и уже нашел возможность капитализировать себя, перейти на новый уровень — он развивается. Мы должны понимать, что бизнес-среда любой страны создается и для микробизнеса, и для малого, и для среднего, и для крупного бизнеса. Условия и инструменты, которые должны работать в таких подвидах – разные, но бизнес-среда — одна. Это и отношение власти к предпринимательскому сектору, это и система инструментов в виде финансово-кредитной, налоговой политики, политики разрешений и регистраций, это и легализация или нелегализация внешнеторговых отношений, это преференции или их отсутствие для национального производителя, таможенная политика. Эти показатели являются одинаковыми, в какой бы области бизнес не работал. А дальше задача государства — расстановка приоритетов, определение того, что надо развивать и усиливать.

 

Если мы хотим видеть развитый средний класс, то мы должны делать акцент на малом и среднем бизнесе, если мы хотим строить олигархическую экономику, то мы делаем условия, чтобы возрастал олигархический капитал и так далее. Но, когда государство не имеет дорог, то страдает от этого любой бизнес — от микро к макро. Когда цена связи на уровне пяти наиболее дорогих стран мира, то это влияет на себестоимость бизнеса. Когда государственная служба становится видом предпринимательской деятельности, то это одинаково влияет и на микро, и на макробизнес.

 

Я считаю, что с вашей помощью Комитет должен поднять целый ряд, клубок вопросов. Это клубок проблем тех учреждений, тех инструментов, которые имеют большое влияние на бизнес вообще. Погрузившись в инструменты регулирования работы отдельных секторов, отдельных тем, мы забываем, что система в целом страдает огромными недостатками. Мне кажется, что в государстве сейчас нет другого органа кроме Госпредпринимательства, способного уделить системное внимание этим вопросам. Каждое министерство занимается своей областью, являясь, по сути, отраслевым механизмом — это нефункциональные министерства: в исполнительной власти никто до сих пор не понимает, что такое функциональный принцип.

 

На упрощенную систему предпринимательства не первый год идет атака. Почему она идет? Кто-то считает, что малый бизнес раздробленный, слабый. Но если бы мы говорили о системном подходе, и если бы тема среднего класса действительно была поднята на уровень общегосударственной дискуссии, то сложилось бы понимание проблемы. Отдельно взятый чиновник не может понять необходимости системного подхода в данной сфере, так как не имеет информации. Он не замечает малых предпринимателей, ведь они действуют в других кругах, а в обществе нет дискуссии вокруг проблем среднего класса. А формирование среднего класса является стабилизирующим фактором в любом государстве.

 

Я бы хотела максимально продуктивно создать такие инструменты, заложить такие алгоритмы деятельности Комитета, которые бы разрешили моим последователям действовать, используя эти наработки. Я так привыкла работать в частном бизнесе, хочу максимально продуктивно работать и на посту руководителя Госпредпринимательства.

 

Главные акценты работы Комитета. Безусловно это оперативная работа по упрощенной системе налогообложения. В ближайшее время планируется проведение совещания у Президента, с участием представителей общественных организаций, Минфина, Налоговой администрации. Будем стараться получить поддержку Президента по упрощенной системе, и думаю, что мы сможем такую поддержку получить. Далее — обращение к Верховному Совету с проектом. Там уже есть три закона по упрощенной системе. Один, представленный Президентом, как неотложный, находится там с 1999 года, и до сих пор не рассмотрен, его прохождение сдерживают через профильный комитет ВС. Не проходят и депутатские предложения. Согласно нынешней процедуре, мы должны выходить не простым путем на Кабинет Министров, мы должны подавать наши предложения через депутатов. Ваша помощь нужна, чтобы через депутатский корпус получить поддержку нашего проекта.

 

Такая процедура связана с большой конституционной ошибкой, когда одно лицо занимает должность первого вице-премьера и министра финансов. Таким образом, в руках одного человека сосредоточена законодательная власть в рамках Кабинета Министров, контроль, разработка финансовых документов. Это нарушение всех правил принятия нормального решения. Если мы не сможем через Верховный Совет провести один законопроект по упрощенной системе, то это благодаря тому, что господин Азаров имеет такую концентрацию власти.

 

Мы сейчас ищем компромисс и представим вам предложения, которые нами разработаны и частично согласованы с Минфином. Вы там можете увидеть то, что может не понравиться, например, мы будем предлагать для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности не применять права найма рабочей силы. Мы готовы каждую позицию объяснить.

 

Если мы в Украине создали легальный оффшор, то мы должны понимать, что он не может функционировать постоянно. Мы оффшор создавали для малых, а сейчас там работают великаны – этого нам никто не простит. Мы должны осознавать, что любая система должна трансформироваться в зависимости от того, как она работает.

 

Мы и далее будем усиливать работу с регионами. Я вообще считаю, что Украина становится великаном на глиняных ногах, из-за сильного Киева и очень слабых регионов, это просто опасно в целом для страны. Все организации, имеющие региональную структуру, будут нашими главными партнерами. Сегодня состоялась встреча с Мировым банком и мы начинаем программу на 30 млн. долларов, рассчитанную на 4 года, по реструктуризации предприятий, изменению разрешительной системы. Киева в программе как объекта финансирования не будет. Мы готовы к рассмотрению нормальных сильных проектов по регионам, готовы их поддерживать максимально. Моя задача, как председателя Комитета, состоит в развитии региональных бизнес-элит. Формальные и неформальные лидеры регионов должны иметь возможность оставаться там и повышать уровень окружения. Человеку, выросшему на региональном уровне,  некуда деться — и все едут в Киев. Региональные программы – это акцент, и сейчас мы стараемся направлять финансирование в регионы.

 

Образовательные программы сейчас особенно актуальны. Ведь даже когда дают деньги, без знаний мы не знаем, куда их деть. Для Украины очень большой проблемой является качество самих тренеров, преподавателей, лекторов и т.д. Сейчас мы знакомимся с программами, которые в свое время были в Эстонии, Латвии, Литве. В этих странах все деньги сначала направлялись на то, чтобы создать большую команду тренеров, а после этого национальные тренерские команды разрабатывали бизнес-центры, тренинги, бизнес-инкубаторы. У нас же две сотни бизнес-инкубаторов на бумаге, а работают три-четыре.

В регионах мне люди говорят о недостатке нормальных специалистов, которые могут рассказать, поделиться знаниями, методиками, опытом, адаптированными к украинской действительности. Будем пытаться создать такую команду в 200-300 качественных преподавателей-тренеров для бизнес-среды.